3.8. Дворник [13,48,70].
8.1. Общие положения для профориентации.
Область профессиональной деятельности - выполнение работ по сезонной уборке закрепленной территории.
Объекты профессиональной деятельности:
- дорожки, тротуары, детские площадки, урны, лестницы у зданий, крыши и навесы зданий, площадки для мусорных контейнеров, дождеприемные решетки, стоки для слива дождевой воды, зеленые насаждения на территории,
- уборочный инвентарь,
- противогололедные материалы, дезинфицирующие средства,
- технологические процессы сезонной уборки закрепленной территории.
Требования к результатам предпрофессионального обучения:
- понимание сущности и значимости профессии «дворник», проявление устойчивого интереса,
- организация собственной деятельности,исходя из цели и способов достижения ожидаемых результатов,
- организация собственной деятельности с соблюдением правил санитарии и гигиены, личной гигиены, техники безопасности,
- осуществление контроля и коррекции собственной деятельности, оценка результатов деятельности,
- работа в команде, общение со сверстниками, руководством в уважительной и вежливой форме,
- владение трудовыми действиями: подметание дорожек, тротуара, детских площадок, увлажнение тротуаров и детских площадок от пыли; очистка и дезинфекция урн, сбор, транспортировка и загрузка мусора в мусорные контейнеры; уборка снега и наледи на дорожках, тротуаре, крышках канализационных люков, удаление сосулек с крыши, навесов здания, обрабатывает противогололедными материалами зоны движения пешеходов; покос травы на закрепленной территории, осмотр и очистка дождеприемных решеток, стоков для слива дождевой воды в приемные колодцы.
- Профильные виды деятельности.
8.2.1. Знания, необходимые для выполнения трудовых действий.
- знание назначения и правил эксплуатации предметов уборочного инвентаря (метлы, ведра, грабли, шланги, тележки, совковые и снеговые лопаты, лом, мешки для мусора, щетки для чистки урн, механизм для посыпки песка, пылесос садовый, телескопические штанги для сбивания сосулек, снегоуборочная машина),
- знание назначения дезинфицирующих средств и противогололедных материалов,
- знание технологических процессов сезонной уборки территории,
- знание правил ухода за уборочным инвентарем, оборудованием,
- знание требований, предъявляемых к качеству выполняемых работ,
- знание правил санитарии и личной гигиены, технической безопасности.
8.2.2. Подготовка к работе с соблюдением правил санитарии и личной
гигиены.
- подготовка специальной одежды (халат, фартук, перчатки, головной убор, удобная обувь), мытье рук,
- подготовка сезонного уборочного инвентаря и оборудования
к использованию,
- подготовка дезинфицирующих средств и противогололедных материалов для осуществления планируемых трудовых действий.
8.2.3. Уборка закрепленной территории в весенне-осенний период года.
- подметание дорожек, тротуара, детских площадок (подготовка уборочного инвентаря, определение участка уборки, сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совковую лопату, перемещение мусора в ведро (мешок) для мусора / сдувание листьев с помощью садового пылесоса),
- сбор листьев, мусора на территории, транспортировка и загрузка мусора в мусорные контейнеры,
- очистка и дезинфекция урн (освобождение урн от мусора, обработка урн дезинфицирующим раствором вручную, ополаскивание урн с помощью шланга),
- осмотр и очистка дождеприемных решеток, стоков для слива дождевой воды.
8.2.4. Уборка закрепленной территории в летний период года.
- подметание дорожек, тротуара, детских площадок (подготовка уборочного инвентаря, определение участка уборки, сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совковую лопату, перемещение мусора в ведро (мешок) для мусора,
- сбор мусора на территории, транспортировка и загрузка мусора в мусорные контейнеры,
- очистка и дезинфекция урн (освобождение урн от мусора, обработка урн дезинфицирующим раствором вручную, ополаскивание урн),
- осмотр и очистка дождеприемных решеток, стоков для слива дождевой воды,
- увлажнение тротуаров и детских площадок от пыли (поливание водой из шланга).
8.2.5. Уборка закрепленной территории в зимний период года.
- подметание дорожек, тротуара, детских площадок (подготовка уборочного инвентаря, определение участка уборки, сметание мусора в определенное место, заметание мусора на совковую лопату, перемещение мусора в ведро (мешок) для мусора,
- сбор мусора на территории, транспортировка и загрузка мусора в мусорные контейнеры,
- очистка и дезинфекция урн (освобождение урн от мусора, обработка урн дезинфицирующим раствором вручную, ополаскивание урн с помощью шланга),
- уборка снега (определение участка уборки, сгребание снега снеговой лопатой или скребком, перебрасывание снега за пределы очищаемой территории / уборка снега снегоуборочной машиной),
- уборка наледи на дорожках, тротуаре, крышках канализационных люков (разбивание льда ломом, сгребание осколков льда в определенное место, посыпание противогололедным материалом),
- удаление сосулек с крыши, навесов здания (сбивание сосулек телескопической штангой, сгребание сосулек в безопасное место),
- обработка зоны движения пешеходов противогололедными материалами (посыпание вручную противогололедным материалом, использование механизма для посыпки песка).
8.2.6. Поддержание порядка в служебном помещении.
- уход за уборочным инвентарем (мытье, протирание и сушка предметов уборочного инвентаря),
- уход за уборочным оборудованием (чистка механизма для посыпки песка, чистка снегоуборочной машины, протирание оборудования),
- подметание и мытье пола.
- Рекомендации.
Выбор трудовых действий осуществляется с учетом психофизических особенностей подростков. Выполнение трудовых действий доступно при наличии следующих навыков: планирования и осуществления собственной деятельности в соответствии с целью и способами достижения результата, владения приемами сезонной уборки территории.
Разнообразие особенностей развития обучающихся с ТМНР требует особого подхода к организации трудовой деятельности.
Необходимо учитывать особенности слухового восприятия. Например, если у подростка наблюдается гиперсинзетивность к громким и резким звукам, то во время работы садового пылесоса, снегоуборочной машины должны быть использованы защитные наушники.
Нарушения двигательных функций, эмоционально-волевой сферы могут затруднять выполнение обучающимися с ТМНР отдельных трудовых действий, в первую очередь, в зимний период года, когда предстоит уборка наледи на дорожках, тротуаре, крышках канализационных люков, сбивание сосулек, сгребание снега. В таких случаях потребуется участие сопровождающего.
Обучающимся с нарушением слуха требуется визуальная поддержка при осуществлении технологических процессов. Это может быть жест, визуальная инструкция, образец действия.
Создание специальных условий позволяет обучающимся с ТМНР выполнять доступные трудовые действия. Технологические процессы уборки территории осуществляются с использованием наглядно представленных алгоритмов.
Уборочный инвентарь может предусматривать дополнительные насадки на ручки метел, лопат, граблей и т.п. для удобства их удерживания. Телескопическая штанга для сбивания сосулек позволит выполнять трудовые действия, не поднимаясь на крышу и без использования стремянки. Для сбора и транспортировки мусора в контейнеры могут использоваться тележки дворника, с укрепленными на них мешками мусора. Если обучающийся с ТМНР испытывает трудности при подметании листьев, рабочий процесс может быть облегчен. В этом случае используют садовый пылесос.