Комплект диагностических материалов предназначен для проведения аттестации обучающихся с умственной отсталостью   /интеллектуальными нарушениями/. Состоит из теоретико-методического и прикладного разделов, последний включает Приложения с наборами примерных аттестационных заданий по предметам/коррекционным курсам для 1-4 класса в соответствии с АООП варианта 1 и вариант 2 (СИПР), протоколы и пр..

В основе разработанных материалов – специальные шкалы учета индивидуальной динамики достижений в освоении адаптированных основных общеобразовательных программ с указанием ориентиров, ожидаемых результатов обучения для разных типологических групп, обучающихся с умственной отсталостью: не только по каждому году обучения, но и по каждому предмету, коррекционному курсу.

Методические рекомендации адресованы образовательным организациям (учителям, специалистам, администрации, членам школьного консилиума), реализующим образовательную деятельность по АООП вариант 1 и вариант 2 для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, а также специалистам департаментов образования. На основе разработанных материалов образовательные организации, как отдельные, так и реализующие инклюзивный подход к обучению, смогут организовать внутренний контроль за результативностью продвижения обучающихся в освоении содержанием образования, проанализировать динамику достижений в развитии, спроектировать профиль эффективности образования каждого обучающегося.

Введение

На протяжении всех этапов педагогической науки и практики контроль и оценка являлись и остаются важной и необходимой составной частью учебного процесса с учетом основных приоритетов и целей образования, а также требований современных стандартов к обучению детей в звене начальной школы.

Оценка знаний в педагогической литературе понимается как выражение отношения между тем, что ученик знает по данным вопросам программы, и тем, что он должен знать по этим вопросам к данному моменту обучения. Или «оценка успеваемости учащихся    есть определение степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним школьными программами»1. В связи с этим, результат образования зачастую определяется контролем по объему и глубине усвоенных знаний, а также по уровню воспитанности и развития, обучающихся в контексте решения социально-значимых задач.

Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) аттестация, как форма контроля и оценки качества образования, является процессом проверки и сравнения планируемых результатов, установленных федеральным государственным стандартом образования (ФГОС, 2014), с действительными. Определенная стандартом система оценки результатов образования обучающихся позволяет выявить не только объем усвоенных знаний в конкретной предметной области, но и уровень универсальных базовых умений, который обеспечивает, прежде всего, накопление жизненных компетенций и доступные способы усвоения личного и общественного опыта. Именно является крайне важным для удовлетворения специфических образовательных потребностей детей с умственной отсталостью.

Система оценки достижений планируемых результатов освоения  материалов адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП варианта 1 и варианта 2), согласно ФГОС, тесно связана с динамикой личностного развития (социальными или жизненными компетенциями) каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также с возможностью овладения ими собственно процессом обучения по отдельным учебным предметам или всем объемом образовательных программ по учебным предметам и  коррекционным курсам учебного плана.

Как показывает практика, рекомендации психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) относительно обучения умственно отсталых детей по варианту АООП 1 или варианту 2 не всегда соответствуют их реальным возможностям обучения. В ряде случаев эти возможности могут быть завышены, что обусловливает определенные трудности при овладении базовыми учебными действиями, неустойчивость и проблематичность формирования целевых установок и мотивации к обучению.

Многолетнее изучение особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью показало, что систематический контроль и оценивание каждого умственного усилия являются эффективными способами поддержки и формирования положительной мотивации контингента детей с умственной отсталостью к учебной деятельности. Однако, учитывая вариативность уровня их психофизического развития, разный темп обучения и развития, неоднородность комплектования состава детей в современном классе, остро встает вопрос о динамике развития и результатах достижений, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении программным материалом, что является значимым для оценки качества образования в целом.

Именно, аттестация, включенная в процесс обучения, как система мониторинга динамики личностного развития и овладения предметными знаниями с точки зрения качества образования, позволяет планомерно реализовывать функции контроля, оценки и корректировки образовательных задач в соответствии с требованиями к реализации АООП и, тем самым, повышать эффективность образовательного процесса.

Учитывая, что внедрение в широкую практику Стандарта образования, касающегося обучающихся с интеллектуальными нарушениями, требует постоянного обновления методической базы современных образовательных организаций, разработки методических материалов по организации и проведению аттестации в начальном звене школы является своевременной и актуальной задачей образования.

Предлагаемые методические рекомендации включают основные понятия, подходы к проведению аттестации обучающихся с умственной отсталостью, описание системы оценок эффективности и качества образования, критерии оценки достижений планируемых результатов в соответствии АООП (вариант 1 и вариант 2). В Приложении предлагаются примерные аттестационные задания с 1 по 4 класс по всем учебным предметам с протоколами для записей результатов аттестации и интерпретация результатов относительно динамики обучающихся, а, в целом - эффективности и качества процесса образования.

Использование учителями начальной школы методических рекомендаций в единстве содержания диагностического материала с критериями и инструментарием оценки достижений обучающихся при овладении материалами АООП, позволит обеспечить объективность оценки качества образования в разных образовательных организациях, а также обобщить представления, формализовать сбор данных об образовательных организациях, реализующих АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).