Общие методические рекомендации по обследованию детей с нарушением речи различных возрастных групп

В соответствии с технологией логопедического обследования, описанного О. Е. Грибовой, логопедическое обследование предполагает последовательную реализацию нескольких этапов:
Таблица 1
Логопедическое обследование
этапы
ориентировочный диагностический аналитический прогностический информирования родителей

методы
педагогический эксперимент беседа с ребенком наблюдение за ребенком игра

дидактический материал
реальные предметы объекты действительности современные игрушки реалистического характера, конструкторы сюжетные и предметные картинки (единичные и серии) устный вербальный материал
альбомы и книги, разрезная азбука, тетради и письменные принадлежности

Цель логопедического обследования двояка. С одной стороны, целью является получение специалистом информации об уровне речевого развития ребенка, проходящего обследование. Данную цель можно расширить, если определить уровень речевого развития ребенка как феномен, состоящий минимум из двух составляющих - языковой способности - способности ребенка понимать и продуцировать определенные языковые единицы в ходе целенаправленно предлагаемых заданий; а также речевой способности - способности применять языковые единицы в речевой деятельности, понимая чужую речь и строя собственную в соответствии с нормами речи, присущей обществу. С другой стороны, логопедическое обследование всегда практико- ориентированно, то есть ставит своей целью не просто получить информацию о речевом развитии ребенка, но и применить эту информацию для разработки индивидуального коррекционного и образовательного маршрута. В данном пособии авторы постарались раскрыть технологию логопедического обследования с учетом данной двоякой цели. В пособии представлена система диагностических материалов (средств), а также алгоритмы их применения в различных ситуациях логопедического обследования, учитывающих возраст детей и диагностический инструментарий.
Описание этапов обследования и их содержание
1 Ориентировочный Ориентировочный этап направлен на сбор и изучение анамнестических данных о ребенке, его коммуникативной среде и влиянии предполагаемых речевых проблем на другие виды его деятельности. Сбор данных для анализа производится различными способами. При проведении логопедической диагностики в образовательной организации или организации, осуществляющей диагностическую, консультативную, коррекционную или информационную помощь семьям, как правило, разрабатывается перечень документов, предоставляемых родителями (законными представителями) при записи на консультацию. Чаще всего такой перечень является открытым, то есть организация может запросить дополнительные данные по результатам изучения первичных материалов. В состав данного перечня могут быть включены заключения специалистов медицинского профиля (невролог, психиатр, оториноларинголог, сурдолог и т.д.) и результатов инструментальных исследований (аудиометрия, АСВП, ЭЭГ, УЗДГ, МРТ и т.д.); диагностические анкеты, опросы для родителей (предпочтения ребенка в игровой и познавательной деятельности, коммуникативная среда семьи, раннее речевое развитие ребенка, скрининговые тестовые опросники, например, M-CHAT и др.). Дополнительными данными, которые специалист/организация могут запросить у родителей (законных представителей, являются видеофрагменты, демонстрирующие характерные проявления особенностей развития речи, коммуникативного поведения ребенка, связанные с запросом семьи, результаты образовательной деятельности ребенка (тетради с письменными работами, рисунки, дневник, если он ведется в бумажной форме). Анализ данных на ориентировочном этапе дает специалисту возможность сформулировать стратегию ведения обследования и подобрать диагностический материал, с большей вероятностью соответствующий интересам ребенка. Эти факторы увеличивают эффективность проводимого обследования. Варианты реализации ориентировочного этапа связаны с ситуациями, когда предварительный сбор и анализ такого объема данных невозможен или сильно затруднен различными обстоятельствами. Примерами таких ситуаций является, например, скрининговое обследование всех детей образовательной организации или логопедическое обследование ребенка, данные которого не были заблаговременно предоставлены. В этом случае организация ориентировочного этапа совпадает по времени с началом диагностического и требует специальных условий. Материалы анкетирований, опросников предлагаются родителям для заполнения в то время, когда специалист проводит вводную беседу с ребенком, а также в период экспресс-обследования и углубленного обследования. При скрининговом обследовании детей образовательной организации (без присутствия родителей), как правило, данные не собираются, цель логопедического обследования видоизменяется, ограничиваясь фиксацией наличия или отсутствия у ребенка признаков речевого нарушения и формулировки предварительного краткого заключения. При наличии письменного согласия родителей логопед может изучить доступные данные медицинской карты ребенка. В ситуациях, когда логопед не имеет возможности выбирать стратегию обследования на основании предварительных данных, высокую значимость приобретает подбор универсальных методов и средств обследования, предназначенных для определенной возрастной группы. В содержание ориентировочного этапа также входит подготовка диагностического протокола и выбор способа его ведения, а также согласование с родителями способа информирования о результатах обследования, если родители не присутствуют на обследовании.

2 Диагностический этап.
Диагностический этап связан с непосредственным обследованием речи ребенка, в рамках которого логопед оценивает сформированность различных языковых единиц, характер их несформированности, если таковая выявляется, а также способность ребенка использовать сформированные языковые единицы в речи. Предметом исследования также являются такие речевые и коммуникативные характеристики, как: стратегии общения, сформированность мотивации речевого общения, используемые средства общения, темп речи, тембр, тип голосовой атаки и т.д. Диагностический этап реализуется в форме экспресс-обследования (дискурс-анализа) и/или углубленного обследования в зависимости от диагностической ситуации (скрининг-обследование, углубленная диагностика ребенка, другие варианты). В зависимости от диагностической ситуации процесс обследования может быть разделен на несколько встреч с ребенком или проводиться в форме однократного обследования. При планировании стратегии обследования логопеду стоит принимать во внимание следующие факторы:
- возрастные особенности ребенка;
- специфические особенности развития ребенка, если таковые
были выявлены на ориентировочном этапе: недостаточное понимание
учебных заданий, инструкций учителя, замедленный темп восприятия
учебной информации, неустойчивое внимание, низкий уровень учебной мотивации, самоконтроля, пониженная работоспособность, слабость
волевых процессов для преодоления трудностей учебной работы и др.;
- необходимость адаптации ребенка в пространстве (кабинете
специалиста), в коммуникативной ситуации (степень знакомства ребенка
со специалистом и ожидаемые коммуникативные барьеры);
- предварительно полученный запрос от родителей и/или
педагогов;
- требования Федеральных государственных образовательных
стандартов соответствующего уровня образования на момент
обследования.
При проведении обследования внутри каждого вида заданий эффективно следовать по маршруту «от сложного к простому». То есть, если исходя из предварительного анализа школьной документации (в том числе, результатов обследования ПМПК), беседы с ребенком, с его учителем, логопед колеблется между тем, какое задание – более простое или более сложное дать ребенку, учитывая примерный уровень его речевого развития, - следует выбирать более сложное задание. В случае неуспешного выполнения данного задания, логопед не акцентирует внимание ребенка на неуспехе, а плавно переходит к более простому варианту. Это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой, которые, в свою очередь, позволяют повысить продуктивность и работоспособность ребенка в процессе обследования. Фиксация результатов диагностического этапа может производиться в протоколе обследования или непосредственно в речевой карте, в которых перечислены все разделы обследования. Форма протокола составляется самостоятельно специалистом или образовательной организацией (в форме локального акта). Обращаем ваше внимание на то, что протокол может являться обязательным документом для обследования только в случае, если наличие протокола и его форма закреплены локальным актом образовательной организации. Протокол обследования может включать универсальный набор диагностических заданий, а также поля для записи ответов ребенка, пометок специалиста, касающихся специфики выполнения заданий и т.д. Протокол является рабочим документом специалиста, на основе которого составляется речевая карта. Протокол позволяет фиксировать различные проявления в процессе наблюдения за речью ребенка. Вместе с тем, открытое ведение протокола может нарушать коммуникативное взаимодействие ребенка и специалиста. В связи с этим можно выделить несколько стратегий работы с протоколом логопедической диагностики. Первая стратегия предполагает открытое заполнение протокола. Учитывая, что в этом случае ребенок может видеть пометки, которые оставляет специалист, протокол должен быть составлен таким образом, чтобы у ребенка не складывалось ощущения неуспешности. В этом случае исключены отметки "минус". Письменная фиксация примеров речи ребенка должна быть обоснована специалистом с позиции "исключительной интересности и полезности«»: "Как ты интересно рассказываешь, можно я за тобой запишу?" Протокол может быть выполнен, например, в формате таблицы, в первой графе которой указаны задания (или языковые уровни), во второй столбце логопед ставит плюс, если задание выполнено корректно, в третьем - если задание выполнено с единичными ошибками и самоисправлениями, в третьем при наличии стабильных ошибок и т.д. При использовании такого алгоритма рекомендуется использование условных обозначений для различных видов ошибок. Вторая стратегия связана с полуоткрытым ведением протокола. В этом случае логопед сидит сбоку от ребенка так, чтобы ведущая рука и протокол находились на поверхности, расположенной за спиной ребенка (парта, столик и т.д.). В процессе выполнения ребенком диагностических заданий специалист имеет возможность делать отметки и записи, не привлекая внимания ребенка. Третья стратегия связана со скрытым заполнением протокола по памяти. При этом необходимо организовывать периоды свободной деятельности ребенка для того, чтобы минимизировать время от наблюдения за речью ребенка до заполнения протокола, с целью исключения потери или искажения данных. Возможно использование аудиозаписи при условии наличия письменного согласия на нее от родителей (законных представителей) ребенка. Возможно комбинирование различных способов ведения протокола обследования исходя из возраста ребенка, его эмоционального состояния, коммуникативной ситуации обследования. Создание коммуникативной ситуации “ребенок-ребенок” для проведения дискурс-анализа возможно при проведении обследования в условиях образовательной организации. В этом случае специалист включается в непосредственную деятельность детей группы, вовлекая в общение ребенка (детей), которые являются объектом обследования (так называемое "скрытое включенное наблюдение"). Для мотивации детей к спонтанному общению организуется коммуникативная ситуация "рассказывания случаев из жизни”, обсуждений ситуаций в группе, рассказывание историй или стихотворений. В этом случае создается описанная во введении к пособию коммуникативная ситуация свободной спонтанной речи. При этом подобная ситуация обследования требует организации фиксации результатов наблюдений с учетом стандартных требований (наличие протокола, позволяющего исследователю фиксировать данные непосредственно в процессе наблюдения, конкретность, ограниченность фиксируемых показателей, однозначность описания фиксируемых феноменов, качественные/количественные показатели, заложенные в протокол наблюдения). Создание коммуникативной ситуации "ребенок - специалист" подробно описано ниже в методических рекомендациях. По результатам дискурс-анализа рецептивной и продуктивной речевой деятельности ребенка определяется необходимость углубленного обследования отдельных сторон речи. Как правило, беседа со специалистом дополняется созданием ребенком собственных речевых произведений на основании предложенных специалистом иллюстраций, серий иллюстраций (обследование связной речи). В процессе обследования уточняется необходимость углубленного обследования тех или иных языковых единиц, т.е. возможно выявление дополнительных данных по сравнению с результатами, полученными в ходе дискурс-анализа. Процедура логопедического обследования начинается с установления контакта с ребенком. В зависимости от возраста ребенка и его личностно-типологических особенностей она может протекать несколькими путями: в свободной беседе логопеда с ребенком, спонтанной речи ребенка по предложенным опорам (сюжетным картинам, серии сюжетных картин), беседе с ребенком в ситуации совместной деятельности, связанной с игровой ситуацией (в дошкольном возрасте), решением занимательной задачи или ситуации (в младшем школьном возрасте и на этапе основной школы). Важен общий доброжелательный тон проведения обследования, отсутствие директивности со стороны логопеда, создание атмосферы сотрудничества. Если в обследовании участвует ребенок, который уже осознает свои трудности в развитии устной и/или письменной речи, важно дать ему понять, что логопед не оценивает его, а пытается выяснить: как помочь стать более успешным. Если свободный рассказ недоступен, либо в случае возникновения коммуникативных барьеров (стеснение, долгий вход в коммуникативную ситуацию, речевой негативизм), организация выхода на спонтанное общение происходит через снятие коммуникативных барьеров в совместной деятельности и переходом на темы, интерес к которым выявляется в процессе выполнения совместной деятельности. Наиболее ресурсными с этой точки зрения являются виды деятельности, предполагающие некоторую свободу творчества ребенка, например, рисование, лепка, моделирование из различных сред (конструкторы различных типов, песочные столы и игра с игровыми персонажами в их среде, моделирование среды из игровых предметов и персонажей и т.д.). В зависимости от уровня развития игровой деятельности сложность начальной совместной деятельности может варьироваться от сюжетной игры и творчества до простых манипулятивных действий. Основным требованием к организации данного этапа является создание коммуникативных ситуаций, мотивирующих ребенка к использованию спонтанной речи. В данной ситуации определяется специфика коммуникативного поведения ребенка, сформированность критериев проявления потребности в общении по М. И. Лисиной (внимание и интерес, эмоциональные проявления, инициативные действия, чувствительность к отношению к себе), наличие и степень выраженности речевого негативизма и других коммуникативных барьеров. При проявлении у ребенка коммуникативной готовности к вербальному общению реализуется этап диагностической беседы, провоцирующей ребенка к продуцированию монологической и диалогической форм речи, а также проверяющей его способность понимать обращенную речь на различных уровнях. На основании данных, полученных в ходе установления контакта, обследования коммуникации вносятся уточнения в тактику обследования. При проявлении признаков нарушения использования каких-либо языковых единиц логопед проводит углубленное обследование данного уровня языковой системы. Углубленное обследование, как правило, проводится в последовательности от связной речи и грамматического строя к звукопроизношению и артикуляционной моторике. Данная последовательность не является жестко закрепленной и может быть изменена специалистом в соответствии с практическими целями и спецификой обследуемого ребенка. Результаты обследования каждого раздела используются и для предварительных заключений о состоянии других сторон речи, например, при обследовании грамматического строя речи и лексикона логопед может составить полную картину специфики звукопроизношения и слоговой структуры. Исключением является обследование фонематического восприятия детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, которое обследуется подробно независимо от состояния речи ребенка. Это связано со значимым влиянием фонематического восприятия на формирование и развитие письменной речи.
3 Аналитический этап.
Данный этап предполагает анализ и интерпретацию данных ориентировочного и диагностического этапов, формулировку заключения, фиксацию основных дефицитных/спорных разделов языковой/речевой системы, обсуждение результатов обследования с ППк, участниками психолого-педагогического сопровождения. Результатом аналитического этапа должно стать логопедическое заключение, учитывающее специфику речи ребенка с точки зрения того, какие речевые единицы сформированы к моменту обследования, какие не сформированы и характер их несформированности, а также определение механизмов речевых нарушений и структуры речевого дефекта. Заключение предусматривает синтез двух, имеющихся в логопедии классификаций: психолого-педагогической и клинико-педагогической.
Первая позволяет определить программу дифференцированного обучения и коррекционного воздействия, а вторая индивидуализировать коррекционно-образовательное воздействие с учетом клинических форм речевых нарушений.
4 Прогностический этап.
Целью логопедического обследования является определение путей коррекции недостатков речевого развития ребенка, а также профилактической работы по предупреждению рисков возникновения вторичных нарушений. При анализе результатов логопедического обследования, логопед соотносит особенности общего и речевого развития ученика с требованиями ФГОС2, руководствуясь программными требованиями на момент обследования.
Содержание этапа предполагает интерпретацию результатов
аналитического этапа в соответствии со следующими целями:
● определение специальных образовательных условий, которые
необходимы ребенку для эффективного усвоения образовательной
программы, в том числе необходимость диагностического обучения для
уточнения структуры нарушения, если в этом есть необходимость;
● определение необходимых дополнительных исследований
(обследований), которые позволят уточнить структуру нарушения и
определить наиболее эффективные формы коррекционной работы;
● формулировка перспективных целей, основных направлений,
организационных форм и этапов коррекционно-развивающей работы в
ближайшей, средней и отдаленной перспективе;
● формулирование предварительного варианта индивидуального
образовательного маршрута.

5 Этап информирования родителей.
Необходимость вовлечения родителей (законных представителей) в процесс коррекционной деятельности при работе с детьми, имеющими речевые нарушения, обусловлена пониманием специалистами важности участия близких ребенка в получении положительных и стойких результатов этой деятельности. Форма организации данного этапа зависит от присутствия или отсутствия родителей на обследовании ребенка и формы проведения обследования. В случае присутствия родителей на обследовании, их информирование проводится в форме беседы в отсутствие ребенка. В случае проведения обследования без присутствия родителей специалист подготавливает развернутое заключение и направляет его родителям через согласованный предварительно канал связи со специалистом для получения дополнительной информации, если таковая будет необходима родителям (электронная почта, мессенджеры, лично в руки и т.д..).
Этап информирования родителей включает:
- информирование родителей о результатах обследования и, как
следствие, возможную корректировку представлений родителей о сути и
структуре речевого нарушения;
- ознакомление родителей с предварительным индивидуальным
образовательным маршрутом и описание критериев успешности его
реализации;
- согласование форм работы специалистов психолого-
педагогического сопровождения и родителей.

Критерии выбора диагностического материала Выбор вида наглядного материала зависит от вида речевой деятельности, возрастных, психофизиологических и индивидуальных
особенностей развития ребенка. Основанием для выбора диагностического материала могут являться следующие параметры: явно выраженный интерес ребенка к какой-либо теме (в случае наличия у логопеда материалов, соответствующих этой теме), уровень игровой деятельности ребенка-дошкольника, предполагающий другие формы деятельности, отличные от запланированных логопедом (например, при развитии игры ребенка на уровне простого манипулирования логопед может переключиться на лепку или песочный стол вместо подготовленной сюжетной игры с куклами). Для детей младшего и среднего дошкольного возраста преимущественно используются реальные предметы, а также игрушки или изображения, максимально приближенные к натуральным. При использовании сюжетных иллюстраций они должны быть выполнены в цвете и максимально приближены к реальности, содержать небольшое количество действующих лиц и изображать сюжет, близкий к бытовому и коммуникативному опыту ребенка. При использовании реальных предметов возможно использование игровых действий и сюжетов в качестве опоры для связной речи. Для обследования детей, начиная со старшего дошкольного возраста, наряду с цветными допустимо использование черно-белых изображений. При этом изображение должно быть легко узнаваемым, соответствовать бытовому и коммуникативному опыту ребенка. Нежелательно использовать для обследования связной речи иллюстрации с большим количеством различных сюжетов на одном листе, поскольку такие опоры провоцируют продуцирование речевых продуктов по типу перечисления "кто что делает” ("Девочки собирают цветы, а мальчики гуляют, собаки бегают, зайцы едят морковь" и т.д.). При этом в сюжете допустимо несколько действующих лиц, если они взаимосвязаны ("Дети играют в прятки. Девочки прячутся, а мальчики их ищут"). Отбор текстового материала для пересказа производится, исходя из следующих критериев: сюжет текста должен соответствовать социальному опыту ребенка, при этом недопустимо использовать произведения, которые ребенок может хорошо знать (тексты распространенных сказок, тексты из программного материала учебника соответствующего класса и т.д.);
● для детей старшего дошкольного возраста подбирается текст- повествование, который должен содержать одну сюжетную линию, основная идея текста должна быть выражена явно, без подтекста. Грамматическая структура текста должна включать как простые, так и сложные предложения с использованием сочинительных и подчинительных союзов, разнообразных средств межфразовой связи;
● для детей младшего школьного возраста подбирается текст- повествование (возможно, с элементами описания), в котором возможно сведение двух сюжетных линий, приводящих к единому финалу (щенок потерялся на улице, промок и замерз; мальчик шел из школы и грустил; мальчик увидел щенка и т.д.);
● для обучающихся основной школы допустимо использование текста повествования, описания или рассуждения, при этом текст- повествование может содержать основную идею в виде подтекста.
Форма предъявления заданий и их выполнения зависит от возраста и сформированности видов речевой деятельности у ребенка. Детям дошкольного возраста инструкции предъявляются только устно, выполнение заданий также предполагает только устную речь. Неговорящим детям предлагаются задания, основанные на действиях, когда задание может быть выполнено с использованием простых слов или звуков или без речи. Детям, начиная с младшего школьного возраста, задания могут быть предложены в письменной или устной форме. В письменном виде задания могут предлагаться при достаточной степени сформированности чтения. Выполнение заданий также может быть организовано как и в устной, так и в письменной форме при условии достаточной сформированности письма. При этом качество письме не является единственным критерием для выбора формы выполнения задания. Комбинирование устных и письменных форм выполнения заданий помогает оптимизировать время обследования и подбирать оптимальный уровень сложности заданий в зависимости от специфики речевой деятельности ребенка.