19 декабря 2025 года на площадке Института коррекционной педагогики состоялась Всероссийская конференция «Клинико-психолого-педагогическая помощь детям и подросткам с нарушениями развития: традиции и современность», приуроченная к 100-летию со дня рождения Клары Самойловны Лебединской – выдающегося детского психиатра, которая внесла большой вклад в выявление природы задержки психического развития, психологических и психиатрических проблем детей подросткового возраста, создателя отечественного клинико-психологического подхода к пониманию и комплексной коррекции детского аутизма.
Работу конференции открыло выступление директора Института коррекционной педагогики, д.п.н., члена-корреспондента РАО Т.А. Соловьевой. Поприветствовав участников, Татьяна Александровна отметила, что сегодня очно, в стенах Института, и онлайн собрались те, кому не безразлична судьба отечественной коррекционной педагогики и специальной психологии. Директор ИКП напомнила о том, что у истоков дефектологии стояли врачи, психологи, педагоги, объединенные общей целью и являющиеся носителями общих ценностей, в результате чего была создана стройная научно обоснованная система, опирающаяся на понимание важности сопровождения развития детей, изучения причины механизмов возникающих трудностей во взаимодействии с социальной, предметной и природной средой.
Также на открытии мероприятия выступили О.С. Никольская, д.пс.н., профессор, главный научный сотрудник образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», Г.В. Козловская, д.м.н. профессор, главный научный сотрудник отдела психиатрии раннего детского возраста Института детской психиатрии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», Ю.С. Шевченко, д.м.н., профессор кафедры детской психиатрии и психотерапии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования.
Программа конференции включала пленарное заседание, модераторами которого выступили О.С. Никольская и И.А. Костин, д.пс.н., ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики, и две научно-практических секции «Аутизм и другие нарушения коммуникации: диагностика и помощь» и «Комплексный медико-психолого-педагогический подход к помощи детям с нарушениями развития». Участники обсудили значение работ К.С. Лебединской для современного понимания проблем нарушений психического и социального развития детей и подростков; исследование нарушенного детского развития в русле традиций отечественной психиатрии и специальной психологии; современные подходы к диагностике и коррекции нарушений психического развития у детей; междисциплинарное взаимодействие в коррекционной помощи ребенку с особыми возможностями здоровья и его семье.
Конференция стала площадкой для научного и профессионального диалога, слушатели и выступающие отметили актуальность обсуждаемых тем и высокий уровень представленных докладов. Особую ценность имели выступления учеников и соратников Клары Самойловны Лебединской, наполненные теплыми и светлыми воспоминаниями о наставнике, талантливом ученом и человеке.
По итогам работы конференции будет издан электронный сборник тезисов.
Конференция доступна в записи. Ознакомиться с представленными в рамках события материалами можно на сайте, а также в социальных сетях Института.