23 мая 2024 года в Российской академии образования состоялся круглый стол «Научные школы в дефектологии прошлого и настоящего», организованный Центром развития инклюзивного образования РАО.

Основной темой мероприятия стало выделение критериев, позволяющих определить статус научной школы, на примере анализа биографий и творчества выдающихся российских психологов и дефектологов.

Открыл круглый стол доклад главного ученого секретаря президиума РАО, д.филос.н., академика РАО С.В. Ивановой «Научная школа: цели, преимущества и риски институционализации». Светлана Вениаминовна подробно остановилась на понятии научной школы в педагогической науке, рассказала о том, каковы цели создания и работы научных школ, описала критерии, позволяющие выделить исследовательский коллектив как научную школу. Также в докладе было уделено внимание процедуре институционализации научных школ, принятой в Российской академии образования.

Заместитель директора по научной работе Института коррекционной педагогики, главный редактор научно-методического журнала «Дефектология», д.психол.н., профессор И.А. Коробейников представил доклад «Вклад В.И. Лубовского в специальную психологию: критерии формирования научной школы». На примере творчества В.И. Лубовского Игорь Александрович показал, какие критерии позволяют говорить о научно-педагогическом сообществе как о научной школе. Среди наиболее важных были выделены: ясно определяемые истоки и детерминанты зарождения школы, отражающие преемственные связи научного знания; целостная и непротиворечивая базовая методология; появление зрелых исследователей-единомышленников; официальное и неформальное признание результатов исследования профессиональным сообществом и ряд других критериев.

Заведующая лабораторией Центра развития инклюзивного образования Российской академии образования, директор Учебно-научного центра междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании Института детства Московского педагогического государственного университета, профессор РАО, д.пед.н. Ю.О. Филатова в своем сообщении «Вклад Р.Е. Левиной в логопедию: критерии формирования научной школы» представила ретроспективный анализ логопедии как научной дисциплины через призму работы Розы Евгеньевны Левиной. Юлия Олеговна рассказала о становлении Розы Евгеньевны как ученого, о ее исследованиях и научно-методологических разработках в области работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития, о предложенной ею педагогической классификации нарушений речи и концепции общего недоразвития речи.

В круглом столе приняли участие в качестве слушателей в очном и дистанционном форматах около 100 человек: преподаватели высших учебных заведений, научные сотрудники, докторанты, аспиранты, соискатели, магистранты, студенты старших курсов педагогических ВУЗов, практические специалисты и педагоги образовательных учреждений.

 

Добрый день! Вы можете заказать обратный звонок и мы перезвоним Вам в ближайшее время.
Информационная поддержка
+7 (499) 245-04-52