8 апреля 2024 года в Москве на территории Центрального выставочного комплекса «Экспоцентр» состоялось открытие двух значимых событий – выставки «Интеграция 2024» и Всероссийского форума реабилитационных технологий. Мероприятия объединили в себе масштабную деловую программу, мастер-классы, спортивные мероприятия и выступления экспертов. Организатор проекта – российская выставочная компания «Экспо Фьюжн».
На выставке «Интеграция 2024» организована экспозиция инновационных средств реабилитации, где ведущие компании из разных уголков мира получили возможность представить свои продукты и разработки, способствующие повышению качества жизни людей с ограниченными возможностями.
В рамках деловой программы Всероссийского форума реабилитационных технологий прошел круглый стол «Путь в инклюзивную жизнь: ожидания и реальность». Организаторами круглого стола выступили редакция экспертно-аналитического журнала (федеральное издание) «Доступная Среда», ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», Общероссийская общественная физкультурно-спортивная организация «Федерация спорта слепых» при поддержке Экспертного совета по образованию инвалидов и лиц с ОВЗ при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию.
На круглом столе обсуждались вопросы инклюзивного образования, условия ее успешной организации и доступности для обучающихся с ОВЗ, материально-техническое оснащение образовательных организаций. Его модераторами стали Л.П. Абрамова, заместитель главного редактора журнала «Доступная Среда», президент Федерации спорта слепых, член рабочей группы по вопросам доступного и качественного дошкольного и общего образования для детей с ОВЗ Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов, и О.Г. Болдинова, и.о. заведующего лабораторией образования и комплексной реабилитации детей с нарушениями зрения Института коррекционной педагогики.
С видеоприветствием к участникам круглого стола обратился О.Н. Смолин, первый заместитель председателя Комитета по науке и высшему образованию Госдумы РФ. Приветственный адрес направила Д.Г. Гурцкая, член Комиссии при Президенте России по делам инвалидов, член Общественной палаты РФ, народная артистка России.
Из семи включенных в программу мероприятия докладов, три – были представлены сотрудниками Института коррекционной педагогики.
Открыло заседание выступление заведующей лабораторией образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха ИКП, д.пед.н., доцента Т.В. Николаевой, которая представила сообщение на тему «Использование разных форм речи в современной системе образования детей с нарушениями слуха». Татьяна Вячеславна акцентировала внимание собравшихся на том, что приоритетной задачей воспитания и обучения детей с нарушениями слуха является целенаправленное и систематическое формирование у них словесной речи (в устной и письменной формах) в ходе всего образовательно-коррекционного процесса и на специальных занятиях. Рассказала об использовании в работе с данной категорией детей разных форм словесной речи – устной, письменной, устно-дактильной, с учетом особых образовательных потребностей разных групп детей этой нозологии; о роли и месте жестовой речи в образовании обучающихся с нарушениями слуха.
О.Г. Болдинова представила доклад на тему «Педагогическое сопровождение совместной деятельности дошкольников с нарушенным и сохранным зрением в условиях инклюзивного образования». Ольга Геннадьевна познакомила участников заседания с особенностями формирования совместной деятельности дошкольников с нарушенным и сохранным зрением в условиях инклюзивного образования. Основной целью включения детей с нарушениями зрения в инклюзивную образовательную среду является, прежде всего, содействие их социальному развитию, главным средством и условием которого в детском возрасте выступает практика совместной деятельности детей, реализуемая на основе их активного взаимодействия и общения. В дошкольной образовательной организации необходимо создавать тифлопедагогические условия и использовать программу педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения в инклюзивном образовании.
А.В. Голубчикова, заведующая лабораторией технологий и средств психолого-педагогической реабилитации ИКП, д.т.н., в своем докладе рассказала о принципах проектирования пространственно-предметного компонента образовательной среды, которые способствуют реализации образовательных задач, здоровьесбережению, развитию личности обучающегося, компенсации и коррекции нарушений здоровья ребенка. Анастасия Валентиновна подчеркнула, что пространство должно быть рационально и эргономично организовано. Оно должно включать мебель, учитывающую особые образовательные потребности и физические ограничения обучающихся, трансформируемые парты для организации индивидуальных и групповых занятий, эффективные системы хранения. Помещения необходимо оснащать техническими и ассистивными средствами в зависимости от нарушения здоровья обучающегося. Образовательные организации должны иметь специальные учебники, учебные и дидактические пособия.
После выступлений, участникам круглого стола была предоставлена возможность в дискуссионном формате задать спикерам волнующие их вопросы по обсуждаемой на встрече теме.