3 апреля 2024 года в Москве прошла II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Семья человека с ограниченными возможностями здоровья в контексте внутрисемейных и макросоциальных проблем», приуроченная к Году семьи. Организаторами мероприятия выступили Министерство просвещения Российской Федерации, кафедра олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». Конференция проходила в смешанном формате, включающем очный формат и режим видеоконференцсвязи с онлайн-трансляцией.
Цель конференции: обмен научным и практическим опытом в области определения потребностей семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, оказания психологической и педагогической помощи, реализации психолого-педагогического сопровождения семей.
Участниками мероприятия стали преподаватели и сотрудники организаций высшего образования; научные работники; руководители, методисты организаций общего образования, здравоохранения, социальной защиты; преподаватели и сотрудники учреждений дополнительного образования; студенты, магистранты, аспиранты, молодые ученые; родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные направления работы конференции были сосредоточены вокруг проблем: теории и методологии психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ОВЗ; психолого-педагогического сопровождения семей лиц с ОВЗ и инвалидностью различной нозологии на разных возрастных этапах (ранний, дошкольный, школьный, юношеский, взрослый); разработки диагностического инструментария и технологий психокоррекционной помощи членам семей, воспитывающих детей с ОВЗ; изучения потребностей семей, воспитывающих детей с ОВЗ, в психологической, социальной и педагогической помощи, включающей не только особого ребенка, но и других членов семей (родителей, прародителей, сиблингов); компетентностного подхода в подготовке специалистов к работе с семьями детей с ОВЗ; семьи и семейных ценностей как основы формирования личности человека с особенностями развития, ценностной ориентации родителей в отношении ребенка с особенностями развития; организации сотрудничества специалистов в сфере оказания комплексной помощи семьям детей с ОВЗ в очном и дистанционном формате.
С приветственными словами и пожеланиями плодотворного профессионального диалога к участникам конференции обратились: Т.С. Никандрова, заведующая кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии Института детства МПГУ, к.пед.н., доцент., А.А. Алмазова, директор Института детства МПГУ, д.пед.н., доцент, С.Д. Забрамная, Заслуженный работник МПГУ, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, к.пед.н., профессор.
В ходе пленарного заседания были рассмотрены вопросы структуры актуальных потребностей семьи ребенка с ОВЗ в комплексном психолого-педагогическом сопровождении; эффективности социальных проектов, ориентированных на семью ребенка с ОВЗ; возможных решений проблем в семьях детей с тяжелыми множественными нарушениями развития; организации взаимодействия родителей и детей с нарушениями слуха в процессе психологической помощи; психологического сопровождения взрослых лиц с ограниченными возможностями здоровья и их семей.
В рамках конференции проходила работа двух секций. Секция 1 «Семья ребенка с ОВЗ в трудных жизненных ситуациях: решение проблем» была полностью представлена докладами специалистов ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», большую часть которых подготовили сотрудники лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи. Дизайн научного исследования, ориентированный на изучение трудных жизненных ситуаций в семьях детей с ОВЗ, и его методология стали предметом докладов Ю.А. Разенковой, заведующей лабораторией, д.пед.н., и Е.Б. Айвазян, ведущего научного сотрудника лаборатории, д.психол.н. Содержание, объем трудностей и их трансформация в жизни семьи ребенка с нарушением зрения были подробно рассмотрены в докладах А.В. Павловой, научного сотрудника лаборатории, Т.Ю. Корниенко и Т.П. Кудриной, старшего научного сотрудника лаборатории, к.пед.н. Взаимодействие специалистов служб ранней помощи и семей с детьми раннего возраста с ОВЗ стали предметом обсуждения в рамках двух докладов: Г.Ю. Одиноковой, старшего научного сотрудника лаборатории, к.пед.н., и М.С. Кузнецовой, научного сотрудника лаборатории. Вопросы поддержки родителей детей раннего возраста с РАС представил в своем сообщении Н.В. Романовский, старший научный сотрудник лаборатории, к.психол.н. Роль и место музыкального педагога в работе с родителями в системе ранней помощи стали предметом обсуждения в докладе И.А. Выродовой, старшего научного сотрудника, к.пед.н.
К.А. Боженкова, старший научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП, к.психол.н., в своем докладе представила ряд теоретических подходов по изучению прародителей, участвующих в воспитании детей с ОВЗ: личностный, социально-педагогический, психотерапевтический, междисциплинарный. Ксения Алексеевна провела анализ их сущностных характеристик, выделила положительные и дискуссионные аспекты.
Работа секции 2 «Проблемное поле семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития» была ориентирована на анализ и обобщение практического опыта поддержки и сопровождения семьи ребенка с ОВЗ на разных этапах его взросления.
Все участники конференции пришли к общему заключению, что процесс сопровождения семьи человека с ОВЗ должен быть целостным и непрерывным на всем пути взросления и жизни человека с ОВЗ. Системность процесса сопровождения должна быть реализована в ходе формирования компетенций как на уровне подготовки специалистов, так и на уровне дополнительного профессионального образования.