27 марта 2024 года в Москве на базе ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Векторы образования глухих обучающихся: традиции, вызовы, перспективы». Организаторами мероприятия выступили Институт специального образования и психологии ГАОУ ВО МГПУ и Московская городская организация Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих».
Основной целью проведения конференции является рассмотрение вопросов образования лиц с нарушением слуха.
В мероприятии приняли участие руководители образовательных организаций, педагогические работники, специалисты сопровождения (сурдопедагоги, дефектологи, логопеды, педагоги-психологи, тьюторы, воспитатели), руководители и специалисты ПМПК, ППк, врачи, представители общественных организаций, научные сотрудники, магистранты, аспиранты, студенты, родители детей с нарушением слуха.
Участники конференции обсудили накопленный опыт и современные проблемы получения образования лицами с нарушением слуха на разных возрастных этапах; рассмотрели вопросы совершенствования компетенций специалистов в области образования и социальной инклюзии лиц с нарушением слуха; проанализировали существующие практики, реализуемые специалистами (в т.ч. с нарушением слуха, членами Московского объединения глухих учителей), работающими с лицами с нарушением слуха; обосновали необходимость проведения исследований по выявлению роли русского жестового языка в сфере образования лиц с нарушением слуха.
В работе пленарного заседания участвовали сотрудники лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики».
Заведующая лабораторией, д.пед.н., доцент Т.В. Николаева в докладе «Актуальные вопросы дошкольного образования детей с нарушениями слуха» представила результаты апробации диагностического комплекса, разработанного для оценки достижений детей с нарушениями слуха на завершающем этапе дошкольного образования. Татьяна Вячеславна рассмотрела особенности общего и речевого развития современных детей старшего дошкольного возраста, факторы и условия, влияющие на их образовательные достижения. Были раскрыты пути совершенствования сурдопедагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.
Е.З. Яхнина, ведущий научный сотрудник, к.пед.н., доцент, выступила с сообщением на тему «Содержательно-организационные и методические аспекты достижения планируемых результатов овладения восприятием и воспроизведением устной речи глухими обучающимися», в котором представила исследование, направленное на комплексное изучение готовности глухих обучающихся к устной коммуникации в процессе учебной и внеучебной деятельности с использованием знакомого им речевого материала разговорного и учебно-научного характера. Елена Захаровна рассказала о диагностическом инструментарии исследования, условиях его проведения, осветила основные результаты проведенного обследования.
Старший научный сотрудник лаборатории, начальник отдела образования и трудоустройства аппарата ОООИ «ВОГ», к.пед.н. Д.Ю. Алексеевских представил доклад «Что происходит с системой образования детей с нарушениями слуха (взгляд ОООИ «Всероссийское общество глухих»)». Дмитрий Юрьевич привел статистические данные, касающиеся включения лиц с нарушенным слухом в образовательный процесс на разных уровнях образования, выделил и обосновал проблемные точки современного образования обучающихся с нарушенным слухом. Особое внимание в выступлении Д.Ю. Алексеевских было уделено роли русского жестового языка в системе образования лиц с нарушениями слуха.
Работу конференции продолжили секционные заседания: «Образование лиц с нарушением слуха на разных возрастных этапах», «Подготовка кадров для работы с учащимися с нарушением слуха», «Дополнительное образование как ресурс в обучении и воспитании детей с нарушением слуха».