25 марта 2024 года в Санкт-Петербурге открылась III Всероссийская научно-практическая конференция «Герценовские чтения. Современные проблемы дефектологии и реабилитологии: семья лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в контексте образовательных отношений». Данная конференция является одним из треков ХIV Петербургского международного форума. Ее организатором стал Институт дефектологического образования и реабилитации ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена».
Мероприятие проводится с целью комплексного осмысления потенциала семьи в русле задач обучения, воспитания, психолого-педагогического сопровождения, абилитации и реабилитации лиц с ОВЗ и инвалидностью, а также определения путей и условий его актуализации и реализации.
В конференции приняли участие научные работники, преподаватели вузов, колледжей, учреждений общего и дополнительного образования, докторанты, аспиранты, соискатели, магистранты, студенты, административные и педагогические работники образовательных организаций разных регионов России и зарубежных стран, а также родители детей с ОВЗ и инвалидностью.
С приветственным словом к участникам встречи обратились С.А. Писарева, проректор по научной работе РГПУ им. А.И. Герцена, д.пед.н., профессор, член-корреспондент РАО, Д.М. Маллаев, заведующий кафедрой специальной и клинической психологии ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова», д.пед.н., профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки Республики Дагестан, почетный работник высшего профессионального образования РФ и Т.А. Соловьева, директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», д.пед.н., профессор РАО, член-корреспондент РАО.
В своем обращении директор Института коррекционной педагогики отметила, что конференция посвящена важнейшей отраслевой проблеме организации междисциплинарных исследований и междисциплинарного взаимодействия в практике образования и реабилитации детей с ОВЗ. «Особое внимание семье ребенка с особыми образовательными потребностями уделено, конечно же, не случайно. Этот вопрос волнует сегодня как педагогов и психологов, так и специалистов в области социального сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, с инвалидностью», – сказала Т.А. Соловьева. РГПУ им. Герцена, как подчеркнула Татьяна Александровна, традиционно рассматривает данную проблему как с теоретико-методологической позиции, так и с позиции накопленного опыта профессиональной деятельности практических специалистов в части уделения особого внимания вопросам выявления потребностей и запросов родителей и других членов семьи в части их консультирования, обучения, организации продуктивного сотрудничества по разным вопросам, в отношении разных аспектов развития ребенка, который нуждается в коррекционно-развивающем обучении и воспитании. Т.А. Соловьева выразила уверенность, что результаты этой конференции станут еще одним основанием для обсуждения на разных уровнях проблемы сотрудничества специалистов разных профилей, и пожелала участникам этого значимого мероприятия продуктивной работы. Также директор ИКП заверила организаторов встречи в готовности Института к развитию широкого сотрудничества с РГПУ им. Герцена в том числе по обсуждаемой проблеме.
В рамках секционного заседания «Семья лиц с ОВЗ и инвалидностью как объект и субъект реабилитационно-образовательной деятельности» Институт коррекционной педагогики представляла старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха, к.пед.н. Т.Ю. Четверикова. Татьяна Юрьевна выступила с докладом на тему «Формирование реабилитационной культуры семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями», в котором представила результаты исследования, отражающие содержание запросов семей, воспитывающих детей с ОВЗ, на получение помощи со стороны специалистов разного профиля. В сообщении Т.Ю. Четвериковой также были отражены этапы психолого-педагогического сопровождения родителей в целях овладения ими реабилитационной культурой, включая ее аксиологический, когнитивный и праксиологический компоненты.