5 октября в России и во многих странах мира отмечают Всемирный день осведомленности о дислексии. Он является центральным событием Международной недели осведомленности о дислексии, впервые проведенной в 1951 году.
Россия присоединилась к Международной неделе осведомленности о дислексии в 2019 году по инициативе Ассоциации родителей детей с дислексией, которая занимается проблемами детей и подростков, испытывающих трудности в письме и чтении при обучении. По данным Ассоциации, с дислексией, дисграфией и другими трудностями обучения в той или иной форме сталкивается каждый пятый житель планеты. В России симптомы дислексии проявляются у 10–15% школьников.
В рамках Недели проводятся тематические акции, посвященные трудностям обучения и способам их преодоления, в ведущих музеях и библиотеках страны работают специальные интерактивные пространства, проводятся циклы лекций, вебинаров и научно-практических конференций. С 2021 года мероприятия проходят при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, крупнейших музеев страны, некоммерческих организаций.
Сотрудниками лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» ‒ кандидатом педагогических наук Татьяной Вячеславовной Кошечкиной и кандидатом педагогических наук Алевтиной Юрьевной Дымковой ‒ разработано методическое пособие для родителей по вопросам комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья «Роль и возможности семьи в преодолении нарушений чтения и письма у младших школьников». Пособие создано с целью повышения уровня знаний родителей о проблеме нарушений чтения и письма и вовлечение родителей в процесс комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями чтения и письма. «Психолого-педагогическое сопровождение» подразумевает создание системы специальных условий обучения ребенка с ОВЗ, которые базируются на его особых нуждах – особых образовательных потребностях. Такие специальные условия создаются для ребенка, чтобы помочь ему успешно осваивать школьную программу, преодолевая трудности формирования навыков чтения и письма, с учетом индивидуальных особенностей его развития.
В фокусе внимания данного пособия – младшие школьники с сохранным слухом и интеллектом, однако те или иные фрагменты пособия могут быть полезны и для родителей детей с более глубокими проблемами. Ведь нарушения чтения и письма могут проявляться у ребенка самостоятельно, при отсутствии других нарушений в развитии, а могут быть частью более сложных нарушений (например, сопровождать задержку психического развития и др.).
Ссылка на методическое пособие: https://ikp-rao.ru/a2/