В Волгограде 17 мая 2023 года состоялся Форум специалистов служб ранней помощи Волгоградской области.
Организаторами Форума выступили Комитет образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, ГБУ Волгоградского ППМС-центра.
Организация Форума была приурочена к Году педагога и наставника. Цель Форума – консолидация усилий органов исполнительной власти, государственных и общественных организаций, родительского сообщества.
В работе Форума приняли участие 273 специалиста служб ранней помощи организаций образования, здравоохранения и социальной защиты населения Волгоградской области, а также эксперты Института коррекционной педагогики и представители родительской общественности.
Открывая Форум, Смирнова Т.Н. - заместитель председателя комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области, проинформировала его участников о состоянии развития системы ранней помощи в Волгоградской области. В региональной системе ранней помощи работает 1052 специалиста, из них около 300 – это педагоги. Специалисты служб ранней помощи проходят курсы повышения квалификации в ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» (г. Москва) и в Федеральном научном центре реабилитации инвалидов им. Г.А.Альбрехта Минтруда России (г. Санкт-Петербург). Система ранней помощи в Волгоградской области включает в себя 166 служб: 32 – в учреждениях социальной защиты населения, 56 – в образовательных организациях, 78 – в учреждениях здравоохранения. Высококвалифицированные специалисты ежегодно сопровождают более 2,5 тысяч семей с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью. Все службы оснащены специализированным оборудованием, работа ведется с использованием новых эффективных технологий. Ресурсным центром по оказанию ранней помощи детям является областной центр психолого-медико-социального сопровождения (ППМС-центр). Т.Н.Смирнова в своем выступлении подчеркнула, что благодаря нацпроекту «Образование» регион совершенствует систему специального образования, психолого-педагогической, методической и консультационной помощи. Новые подходы позволяют детям-инвалидам успешно проходить адаптацию и социализацию в среде сверстников, учиться в школах по месту жительства, сохраняя семейную среду воспитания. Все вопросы решаются совместно с родительским сообществом.
В работе пленарного заседания Форума приняли участие сотрудники ФГБНУ «ИКП»: Разенкова Ю.А., д.п.н., заведующий лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи и Павлова АВ., научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи. В своем докладе Ю.А.Разенкова представила основные тенденции и риски в развитии межведомственного взаимодействия в системе ранней помощи, обсудила с участниками Форума возможные пути и сценарии преодоления имеющихся рисков. А.В. Павлова в своем докладе остановилась на подробном анализе структуры потребностей современной семьи ребенка раннего возраста с ОВЗ и/или инвалидностью, социальных и семейных ресурсах их поддержки.
Для демонстрации лучших практик были организованы интерактивные площадки: "Беби-группа для детей с ОВЗ первого года жизни: виды активностей", "Общаться с ребенком раннего возраста. Как?", "Оказание ранней помощи детям с нарушением зрения в дистанционном формате", "Оказание ранней помощи детям с нарушением слуха", "Эффективные технологии ранней помощи в учреждениях социальной защиты населения". Институтом коррекционной педагогики была организована площадка по обсуждению особенностей консультирования семей с детьми с эпилепсией. В ее работе приняла участие Орлова А.Н., к. психол.н., старший научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи.
Завершая Форум, его участники подвели итоги, рассказали о достижениях, поделились опытом работы с семьями. В рамках профессиональной дискуссии обсудили роль межведомственного взаимодействия в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); современные тенденции и проблемы раннего выявления рисков нарушений в развитии ребенка первых лет жизни; вопросы улучшения качества оказываемой ранней помощи.