Сегодня день рождения одного из основателей дефектологии и специальной педагогики в России, организатора дефектологического образования и науки Всеволода Петровича Кащенко.

Всеволод Кащенко родился 2 апреля (21 марта ст.ст.) 1870 года в г. Ейске Кубанской области в семье военного врача. Когда мальчику было 4 года, семья потеряла отца и была вынуждена существовать на пенсию, которая осталась после его смерти.

После окончания Ставропольской гимназии Всеволод вслед за старшим братом, Петром Кащенко, поступил на медицинский факультет Московского университета. В студенческие годы он женился на Анне Владимировне Кочуковой, курсистке Московского фельдшерско-акушерского училища, которая станет его верным соратником на ниве образования и науки. Позже за участие в студенческом движении Кащенко был исключен из университета и выслан из Москвы.

Через год он поступил в Киевский университет, который  успешно окончил в 1897 году, получив медицинское образование. После окончания университета работал земским врачом. Как писал сам Всеволод Петрович в своей автобиографии, «я не считал для себя возможным вести научно-исследовательскую работу в стенах казенного царского ун-та и предпочел работать в земстве, где мог быть не только врачом, но и культурно-политическим работником».  До 1903 года губернаторы не утверждали Кащенко штатным врачом, и ему приходилось переезжать из губернии в губернию в качестве временно исполняющего обязанности земского врача.

После революции 1905 года Всеволод Кащенко лишился права где-либо служить, так как во время революции он возглавлял Московский комитет помощи раненым революционерам. Именно в это время у него также зародилась идея открыть частную школу-санаторий для дефективных детей. С этой целью в 1906 году он начал работу по детской психопатологии и психологии сначала под руководством А.Н. Бернштейна, потом в экспериментально-психологической лаборатории у Г.И. Россолимо. В 1908 году он ездил за границу, где в течение 6 месяцев знакомился с лучшими специальными учреждениями Германии, Швейцарии, Италии и Бельгии. По приезде из-за границы, в 1908 году он открыл в Москве лечебно-воспитательное учреждение для дефективных детей по адресу Погодинская улица, дом 8. В 1909-1912 годах Всеволод Петрович усиленно привлекал внимание общественности к проблеме «особых» детей, выступал на съездах врачей и педагогов, где пропагандировал тезис об объединении усилий педагогов и врачей в деле воспитания и обучения дефективных детей.

В 1918 году Санаторий-школа перешел в ведение Наркомпроса и был преобразован сначала в Дом Изучения Ребенка, а позднее в Медико-Педагогическую Станцию. Станция являлась первым в России научно-исследовательским центром по изучению дефективных детей, сам Кащенко называл ее «фундаментом советской дефектологии». На базе Станции была создана психологическая и врачебно-педагогическая лаборатории, Музей педологии и педагогики исключительного детства, велась диагностическая работа с детьми и консультативная работа с родителями и специалистами, выпускалась научная и методическая литература. В 1929 году Медико-Педагогическая Станция была преобразована в Экспериментально-дефектологический институт (ЭДИ, в настоящее время – Институт коррекционной педагогики).

Всеволод Петрович понимал важность системной подготовки педагогических кадров для воспитания и обучения дефективных детей. С этой целью в 1918 году на базе Дома Изучения Ребенка он организовал курсы подготовки педагогов-дефектологов, сначала полугодичные, затем, по просьбе слушателей курсов, срок был увеличен до года. В 1920 году курсы были преобразованы в первое в России высшее учебное заведение, целиком специализирующееся на подготовке педагогов-дефектологов различных специальностей - Педагогический Институт Детской Дефективности. До 1924 года Всеволод Петрович состоял ректором и профессором Института, пока Институт не вошел в состав объединенного Московского Института Педологии и Дефектологии, который продолжил функционировать уже в виде Дефектологического отделения (ДЕФО) педагогического факультета II МГУ. В 1930 году ДЕФО было преобразовано в дефектологический факультет Московского педагогического института имени А.С. Бубнова, где Всеволод Петрович до 1931 года заведовал кафедрой лечебной педагогики.

В 1928 году Кащенко вошел в редколлегию журнала «Вопросы Дефектологии», посвященного обучению дефективных детей. В эти и последующие годы он также работал профессором-консультантом поликлиники Комиссии содействия ученым при Совнаркоме СССР по отделению детской психоневрологии с дефектологией и отделению логотерапии (логопедии).

В.П. Кащенко также уделял внимание вопросам популяризации в обществе знаний о воспитании дефективных детей, в период с 1928 по 1932 год он провел массовую лекционную кампанию на тему «Нервные дети. Единственный ребенок», выступал в рабочих клубах и домах просвещения совместно с наркомом здравоохранения Н.А. Семашко и профессором Ю.В. Каннабихом. В 1932-1933 годах читал по радио лекции о нервном ребенке, проводил беседы о заикании, картавости и других болезнях речи. В феврале 1938 года Высшая аттестационная комиссия Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР утвердила Кащенко в ученой степени кандидата педагогических наук без защиты диссертации.

Всеволод Петрович Кащенко сохранил преданность науке до последнего дня. Его итоговый труд был издан под названием «Педагогическая коррекция» только в 1992 году, и с тех пор неоднократно переиздавался. В.П. Кащенко скончался в 1943 году в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

 

exhibition

В день рождения выдающегося ученого, организатора науки и образования Всеволода Петровича Кащенко Центр содействия развитию научных исследований в специальном образовании им. В.П. Кащенко ИКП предлагает виртуальную выставку, посвященную его жизни и деятельности.

Добрый день! Вы можете заказать обратный звонок и мы перезвоним Вам в ближайшее время.
Информационная поддержка
+7 (499) 245-04-52