13 марта 2023 года в г. Кирове на площадке КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» начались региональные мероприятия Недели Института коррекционной педагогики «Детство равных возможностей». Кировская область стала восьмым субъектом Российской Федерации, в котором проводится данный проект. Он проходит при поддержке Минпросвещения России, Министерства образования Кировской области и регионального Института развития образования.
Основные цели мероприятия - изучение регионального опыта в области сопровождения детей с ОВЗ; организация сотрудничества ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» с региональным профессиональным и родительским сообществом в рамках реализации государственного задания; поддержка инновационного, научного и кадрового потенциала региона в области специального образования.
В работе Недели принимают участие руководящие и педагогические работники образовательных организаций Кировской области и других регионов РФ, сотрудники ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», родители детей с ОВЗ, с инвалидностью.
В своем обращении к участникам Недели заместитель Председателя Правительства Кировской области Светлана Витальевна Шумайлова поблагодарила ИКП за выбор региона для проведения Недели. «Детям с ОВЗ требуется больше поддержки, чем детям нормы, и мы – государство, общество и бизнес – должны помочь справиться им с имеющимися проблемами», подчеркнула она. В регионе накоплен положительный опыт в данном направлении работы, получено дополнительное финансирование по ставкам работников в сфере специального образования. «Нам надо учесть и опыт ИКП, и других регионов, потому что это очень важно», - сказала С.В. Шумайлова.
Высокая актуальность мероприятия была отмечена в приветствии заместителя директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Юлии Михайловны Сачко. Она подчеркнула, что Недели важны для взаимной интеграции науки и региональной практики, с одной стороны, а с другой – являют государству новые запросы и проблемы, которые необходимо решать. «Работа педагога важна для каждого гражданина нашей страны, и в связи с этим дан старт Году педагога и наставника, призванный привлечь внимание к профессии и повысить статус учителя», - сказала она, призвав развивать совместными усилиями науку и практику в деле образования, воспитания и сопровождения детей с ОВЗ.
Гостей и участников Недели приветствовал детский коллектив ансамбля «Дымка» им. Б.Е. Кобринского, при участии детей КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Кирова. Они исполнили танцевальную композицию по мотивам русских народных танцев.
Пленарное заседание открыла министр образования Кировской области Ольга Николаевна Рысева. Она рассказала об опыте работы системы образования детей с ОВЗ, с инвалидностью в регионе, в том числе о деятельности ППМС-центров, служб ранней помощи, региональных мероприятий для детей с ОВЗ, вопросах повышения квалификации педагогов и др. О.Н. Рысева также выразила надежду на установление тесных связей между педагогами региона и ИКП по вопросам специального и инклюзивного образования.
Директор ИКП Татьяна Александровна Соловьева представила участникам мероприятия доклад «Стратегические направления развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью».
В ходе своего выступления Т.А. Соловьева рассказала о богатой истории и традициях института, итогах ключевых научно-исследовательских проектов, реализуемых сотрудниками ИКП. Она также обратила внимание на итоги работ по подготовке новых учебников и учебных пособий, участие ИКП в разработке АООП и методических материалов. Татьяна Александровна проинформировала участников о масштабной деятельности ИКП по поддержке образования детей с ОВЗ с использованием дистанционных технологий, о разработанных конструкторах образовательных программ для разных нозологий. Она рассказала о деятельности института в сфере научного просвещения и книгоиздания, важности сбора и использования исторического наследия для поддержания преемственности и развития самой науки, подчеркнула важность распространения просветительских и информационных продуктов в новых, в том числе и видео-, форматах.
Затем состоялась церемония подписания соглашения о сотрудничестве. Документ предусматривает широкое научно-методическое, научно-практическое и информационное взаимодействие по проблемам коррекционной педагогики и специальной психологии. По окончании церемонии, в рамках культурной программы состоялся показ коллекции костюмов «Вятка православная» Театра моды «Каприз».
Во второй половине дня работа стратегической сессии была продолжена.
Заместитель директора Института Дарья Андреевна Карпова рассказала в своем выступлении о деятельности ИКП в сфере проведения общественно значимых мероприятий, развитии проектов по консультированию родителей, в том числе в соцсетях, проинформировала о подведении итогов конкурса по лучшим практикам консультирования, подготовке УМК по предметной области «Технология» и др.
Д.А. Карпова ознакомила участников сессии с возможностями института по обеспечению непрерывного образования специалистов: повышению квалификации, организации профессиональной подготовке, обучении в магистратуре и аспирантуре, стажировок, работой кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики. «Здесь играют особую роль выявленные потребности региона, - сказала она, - и программы разрабатываются именно с учетом пожеланий РОИВ».
Зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Наталия Викторовна Бабкина выступила с докладом «Направления и результаты клинико-психолого-педагогического исследования современного ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью». «Смысл этого исследования – выявление условий и факторов, определяющих качество образования и динамику психосоциального развития детей с ОВЗ и инвалидностью в современных популяциях», - отметила она. К 2030 году планируется создание вариативных «портретов» детей с ОВЗ каждой из нозологических категорий, содержащих систематизированные данные, раскрывающие зависимость вариантов психосоциального развития этих детей от характера и степени ограничений здоровья; от качества удовлетворения особых образовательных потребностей; от условий их воспитания и обучения.
Научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ИКП Екатерина Александровна Кочетова познакомила участников сессии с некоторыми результатами исследования влияния компьютерных технологий и технологий виртуальной реальности на здоровье и качество образования детей с ограниченными возможностями здоровья, представила разработанное в ИКП мобильное приложение, направленное на формирование здоровых привычек у подростков с ОВЗ.
Затем зав. лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с НОДА и множественными нарушениями развития Алла Яковлевна Абкович в своем сообщении «Актуальные вопросы общего образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в соответствии с обновлением программно-методического обеспечения» представила масштабную картину законодательных изменений, обновленных санитарно-гигиенических норм, обновленные санитарно-гигиенические нормы и правила, программно-методическое обеспечение общего образования обучающихся с ОВЗ.
В завершение первого дня Недели ИКП в Кировской области «Детство равных возможностей» состоялась открытая дискуссия, в ходе которой представители ИКП ответили на вопросы участников мероприятия.