30 мая 2022 годав онлайн-форматепрошла III Всероссийская конференция «Актуальные проблемы современного образования детей с ограниченными возможностями здоровья», в ходе которой обсуждались актуальные вопросы обучения и воспитания ребенка с ОВЗ и с инвалидностью в современной образовательной среде. Организаторами мероприятия выступили Министерство просвещения Российской Федерации и ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».
В работе конференции приняли участиенаучные сотрудники, ведущие систематические исследования в области содержания и методов обучения детей с ОВЗ и с инвалидностью; преподаватели высших учебных заведений; руководители и специалисты муниципальных дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, в том числе отдельных образовательных организаций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, центров психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, психолого-медико-педагогических комиссий, служб ранней помощи, лекотек; представители родительских общественных организаций, социально ориентированных НКО ‒ всего 110 человек;4500 интернет-пользователей смотрели онлайн-трансляцию мероприятия в режиме реального времени. Участники конференции из различных регионов Российской Федерации получили возможность обменяться научно-практическим опытом и обсудить широкий круг вопросов по проблемам совершенствования системы образования и психолого-педагогической абилитации/реабилитации детей с ОВЗ и с инвалидностью,в том числе конструктивно проанализировать возможности и условия реализации адаптированных основных образовательных программ (АООП) при обучении различных категорий детей с учетом их общих и специфических образовательных потребностей.
Работа конференции была организована по 6 направлениям:современные аспекты организации образования обучающихся с ОВЗ в свете обновления ФГОС начального общего и основного общего образования;проблемы, опыт и тенденции развития инклюзивного образования детей с ОВЗ и с инвалидностью;актуальные проблемы психолого-медико-педагогической диагностики нарушений развития детей с ОВЗ и с инвалидностью;научно-методологические основы обучения, воспитания и развития разных категорий детей с ОВЗ и с инвалидностью в современных условиях образования; современные технологии психолого-педагогического сопровождения разных категорий детей с ОВЗ и с инвалидностью;социальная адаптация, реабилитация/абилитация разных категорий детей с ОВЗ и с инвалидностью.
В рамках пленарного заседания с приветственным словом к участникам конференции обратилась Екатерина Сергеевна Боброва, советник образования детей с особыми образовательными потребностями Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России. Представитель Министерства просвещения Российской Федерации, Боброва Екатерина Сергеевна, советник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России, отметила актуальность и значимость проводимого мероприятия и пожелала плодотворной работы, конструктивного диалога и эффективного взаимодействия. В своем приветственном слове директор ИКП РАО,д.пед.н.Татьяна Александровна Соловьева подчеркнула, что проводимая конференция, ставшаятрадиционным и важным событием в жизни российского дефектологического сообщества, представляет собой «презентацию основных научных исследований, тем, направлений, по которым осуществляется научно-исследовательская работа в Институте».«Институт коррекционной педагогики, по сложившейся традиции, стремится объединять на конференции ведущих специалистов в области образования и комплексной реабилитации детей с ОВЗ и с инвалидностью, специалистов в области организации ранней помощи детям группы риска и специалистов, занимающихся вопросами профессиональной ориентации, профессионального самоопределения и профессионального образования обучающихся с особыми образовательными потребностями» ‒ отметила Татьяна Александровна. Дальнейшее выступление директор ИКП РАО посвятила проблематике организации образования обучающихся с ОВЗ в светеобновления ФГОС начального общего и основного общего образования.Оксана Георгиевна Приходько, д.пед.н., профессор, директор Института специального образования и психологии, зав. кафедрой логопедии ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», в своем пленарном докладе рассказала о практико-ориентированном подходе в системе подготовки кадров для специального и инклюзивного образования. Основной темой выступления Ларисы Михайловны Кобриной, д.пед.н., профессора, проректора по научной работе Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, и Анастасии Юрьевны Алексеевой, директора ГБУДО «Ленинградский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», стало обсуждение специфики психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста. Ольга Александровна Денисова, д.пед.н., зав. кафедрой дефектологического образования ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», директор РУМЦ СЗФО на базе Череповецкого государственного университета, рассказала о ресурсных учебно-методических центрах в регионе, выступающих инструментами реализации эффективной модернизации специального и инклюзивного образования. Доклад Игоря Давыдовича Лельчицкого, д.пед.н., профессора, академика РАО, директора Института педагогического образования и социальных технологий Тверского государственного университета, затрагивал актуальные проблемы системы подготовки педагогических кадров для работы с обучающимися с ОВЗ. Завершило пленарное заседание выступление Аллы Яковлевны Абкович, к.пед.н., зав. лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ФГБНУ «ИКП РАО», посвященное теме программно-методического обеспечения реализации учебной дисциплины «Адаптивная физическая культура».
Работу конференции продолжили специализированные секционные заседания: «Современные тенденции образования детей с нарушениями зрения»; «Актуальные вопросы образования, комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха»; «Организация и содержание логопедической помощи лицам с нарушениями речи»; «Образовательные и профессиональные ориентиры в воспитании и обучении детей с интеллектуальными нарушениями»; «Воспитание в системе образования обучающихся с ОВЗ»; «Взаимодействие специалистов и семьи, воспитывающей ребенка с РАС»; «Подходы к реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в современном образовательном пространстве»; «Ранняя коррекционная помощь: практический опыт регионов»; «Актуальные задачи и перспективы развития современного образования детей с задержкой психического развития»; «Современные возможности конструирования здоровьесберегающего образовательного пространства».
По итогам работы конференции ее участниками был подготовлен проект резолюции, предусматривающей, в частности, организацию продуктивного взаимодействия педагогов с родителями в системе комплексного сопровождения детей с ОВЗ; применение современных технологий и интерактивных методов обучения в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с ОВЗ; дальнейшее расширение спектра форм коррекционно-педагогической работы с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ и многое другое.