В г. Хабаровск состоялись мероприятия второго дня региональной Недели ИКП РАО «Детство равных возможностей». Они проходили в формате профессионально-экспертных сессий на базе КГАНОУ «Хабаровский центра развития психологии и детства «Псилогия», КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум» и Педагогического института ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет».

Работа сессии №1 была посвящена инновациям в организации деятельности ПМПК. Ее участники обсудили ряд вопросов, в том числе альтернативную и дополнительную коммуникацию в практике логопеда ПМПК, организационные условия обследования ребенка с комплексными нарушениями развития, новые инструменты в работе специалистов, вовлеченных в диагностику лиц с ОВЗ, обновленные форматы проведения психолого-педагогических консилиумов (обмен опытом), новые цифровые образовательные ресурсы и др.

Представители Хабаровского края рассказали о накопленном региональном опыте, в частности, об альтернативных коммуникациях, а сотрудники ИКП РАО – о результатах научных исследований. Зав. лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития А.Я. Абкович представила научно-методические подходы к организации  психолого-педагогического обследования детей с двигательной патологией в структуре комплексных нарушений развития на основе междисциплинарного подхода. Она сделала особый акцент на основные линии диагностической работы,  предложила новый диагностический инструментарий. Руководитель Центра развития инклюзивного образования Российской академии образования, член-корреспондент РАО С.Б. Лазуренко и заместитель директора ИКП РАО Д.А. Карпова рассказали о современных психолого-педагогических инструментах специалистов, осуществляющих диагностику и консультирование обучающихся с ОВЗ, в том числе о новых формах консультирования, разработанных в 2021 году в институте. Старший научный сотрудник лаборатории абилитации и реабилитации детей с комплексными нарушениями речи ИКП РАО Т.В Кошечкина  выступила с сообщением на тему «Стратегии обследования понимания речи у неговорящих детей».

В рамках сессии №2 обсуждались вопросы системы ранней помощи и консультирования семей. Представители КГАНОУ «Псилогия» рассказали о региональном опыте оказания ранней помощи детям целевой группы, в том числе в образовательных учреждениях края. Большой интерес вызвали выступления С.Б. Лазуренко, представившей матрицу маршрута от диагностики к содержанию индивидуальных программ развития в рамках ранней помощи, и Д.А. Карповой, рассказавшей о деятельности ИКП РАО в сфере оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям в рамках реализации национального проекта «Образование». Она, в частности, рассказала о проектах «Родительские недели», портале «Растимдетей.рф», телеграм-каналах. А сотрудник лаборатории научных исследований в области ранней помощи лаборатории А.В. Павлова рассказала об опыте Института в дистанционном консультировании семьи ребенка с ОВЗ.

На сессии №3 «Подходы к профориентации и профессиональному самоопределению обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью» обсуждались вопросы организации непрерывного психолого-педагогического сопровождения обучающихся в рамках сетевого взаимодействия на уровнях «Школа» - «СПО», проблемы адаптации к условиям обучения в ОПП с РАС и ТМНР, проектирование АООП ПО для обучающихся разных нозологических групп, проблемы трудоустройства обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и многое другое. Своим опытом и наработками поделились представители КГБ ПОУ «Хабаровский промышленно-экономический техникум», КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса» и КГБ ПОУ «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум». В свою очередь директор ИКП РАО Т.А, Соловьева рассказала об основных проблемах и способах их решения при выборе и смене профиля трудового обучения с учетом возможностей здоровья и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.

Затем на площадке Педагогического института ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» прошла работа сессии №4 «Непрерывное образование специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, с инвалидностью». Ее участники обсуждали подходы к организации образования специалистов, сопровождающих обучающихся с ОВЗ, совершенствование профессионального мастерства педагогов в условиях как коррекционного, так и инклюзивного образования, инструменты диагностики и подходы к организации сопровождения, обмен опытом. Хабаровские коллеги рассказали о практике сопровождения абитуриентов и студентов с инвалидность, их профориентации и дополнительном образовании. Научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ИКП РАО Н.Ю. Калмыкова выступила с докладом на тему «Актуальные направления разработки содержания дополнительного образования специалистов, работающих с детьми с РАС». В докладе были представлены основные формы дополнительного образования, наиболее распространённые проблемы специалистов и возможности решения. Также специалистам была представлена структура программы переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с РАС, которая проводится в ИКП РАО. А в качестве итогового и обобщающего сообщения этой сессии директор института Т.А. Соловьева представила весь спектр и специфику современных подходов организации образования специалистов, сопровождающих обучающихся с ОВЗ.

 

WhatsApp Image 2022-05-31 at 15.38.25 (5)
WhatsApp Image 2022-05-31 at 15.38.25 (1)
WhatsApp Image 2022-05-31 at 15.38.25 (2)
WhatsApp Image 2022-05-31 at 15.38.25 (3)
WhatsApp Image 2022-05-31 at 15.38.25 (4)
WhatsApp Image 2022-05-31 at 15.38.25 (6)
WhatsApp Image 2022-05-31 at 15.38.25
WhatsApp Image 2022-05-31 at 15.38.24