1

30 мая в Хабаровске начались мероприятия региональной «Недели Института коррекционной педагогики Российской академии образования «Детство равных возможностей», проходящей в рамках деловой программы Чемпионата Хабаровского края «Аблилимпикс-2022». Основными целями стали изучение опыта Хабаровского края в работе с особыми детьми, а также организация взаимовыгодного сотрудничества между образовательными учреждениями региона и ИКП РАО.

События первого дня проходили на площадке КГАОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования» в очно-заочном режиме. В зале присутствовали директора коррекционных и инклюзивных школ, методисты отделов образования, курирующие образование детей с ОВЗ, представители НКО и родительской общественности. Всего в пленарной сессии приняло участие более 500 специалистов из Хабаровского и Приморского края.

Министр образования и науки ХК В.Г. Хлебникова выразила особую благодарность руководству и сотрудникам ИКП РАО за организацию и возможность проведения Недели в Хабаровском крае. Она рассказала участникам сессии об организации обучения детей с ОВЗ и инвалидностью на всех уровнях образования в Хабаровском крае, уделив особое внимание системе ранней помощи, объединяющей около 270 консультативных пунктов и служб, центров сопровождения и ПМПК, а также региональной модели психолого-педагогического сопровождения, профориентационной работе и др. Министр также выразила уверенность, что сотрудничество с ИКП РАО будет всемерно содействовать развитию коррекционного образования в Хабаровском крае.

В своем приветствии заместитель председателя Законодательной Думы Хабаровского края О.И. Мироманова отметила необходимость расширения возможностей для воспитания, обучения и профессиональной реализации детей с ОВЗ и инвалидностью. В Хабаровском крае делается все необходимое для решения этих задач.

Председатель РО ВОРДИ Д.В. Коломийцев обратил внимание на системную межведомственную работу, проводимую в Хабаровском крае, по выстраиванию и обеспечению непрерывного жизненного маршрута для этой категории детей. «Мы надеемся, что результаты этой недели позволят в каждом уголке Хабаровского края выстроить такой маршрут», - сказал он.

Выступая перед участниками мероприятия, директор ИКП РАО Т.А. Соловьева поблагодарила за предоставленную возможность посетить Хабаровский край в рамках нового проекта института, проводимого при поддержке Минпросвещения России. «Выезд проводится в рамках государственной политики в части обеспечения доступности и качества образования детей с ОВЗ в едином образовательном пространстве», сказала она. Директор ИКП РАО подчеркнула и важность выявления и трансляции позитивного регионального опыта образования и комплексной реабилитации детей с ОВЗ. Далее Татьяна Александровна представила участникам мероприятия доклад «Стратегические направления развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью».

В ходе выступления Т.А. Соловьева рассказала о ключевых проектах, реализуемых институтом. В частности, она обратила внимание на итоги работ института по диагностическим направлениям (разработка диагностических комплексов), на новые продукты института в области разработки программно-методического обеспечения (АООП), новых IT-проектов, интерактивных конструкторов образовательных программ,  проектов по финансовой грамотности. Татьяна Александровна также проинформировала участников сессии о результатах исследования дистанционного обучения, проведенного в период пандемии COVID-19.  Она рассказала и о системе консультирования в институте (проекте «Родительские недели», портале «Растим детей»), особо подчеркнув курс на поддержку эффективных региональных моделей в этой сфере.

Заместитель директора Института Дарья Андреевна Карпова рассказала в своем выступлении о деятельности и возможностях института по повышению квалификации, организации профессиональной подготовке, обучении в магистратуре и аспирантуре, работе кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики.

Она также сообщила о масштабных мероприятиях, проводимых институтом – общественно значимых мероприятиях, в том числе Всероссийском конкурсе «Учитель-дефектолог», научно-практических конференциях «Семья особого ребенка», «Образование детей с особыми образовательными потребностями в современном мире» и других, пригласив профессиональное сообщество региона к тесному сотрудничеству и участию в них.

В докладе «Факторы и условия здоровьесбережения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в школе» зав. лабораторией технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП РАО Светланой Борисовной Лазуренко были представлены основные характеристики психолого-педагогической составляющей здоровьесберегающей среды, математическая модель ее структуры, определены основные векторы оптимизации, исходя из проблем образовательных организаций.

Затем зав. лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития Алла Яковлевна Абкович представила результаты и перспективы научных исследований лаборатории образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ИКП РАО в области школьного обучения детей и подростков с НОДА. Она охарактеризовала современную популяцию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и описала основные тенденции развития системы их школьного образования.

В своем выступлении перед участниками Недели зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ИКП РАО Наталия Викторовна Бабкина зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ИКП РАО и Мария Михайловна Либлинг рассказали об основных направлениях и результатах клинико-психолого-педагогического исследования современного ребенка с ОВЗ и инвалидностью. «Смысл этого исследования – выявление условий и факторов, определяющих качество образования и динамику психосоциального развития детей с ОВЗ и инвалидностью в современных популяциях», - отметила Н.В. Бабкина. К 2030 году планируется создание вариативных «портретов» детей с ОВЗ каждой из нозологических категорий, содержащих систематизированные данные, раскрывающие зависимость вариантов психосоциального развития этих детей от характера и степени ограничений здоровья; от качества удовлетворения особых образовательных потребностей; от условий их воспитания и обучения. А М.М. Либлинг представила результаты апробации диагностики, позволяющей проводить полную и всестороннюю оценку развития дошкольников с РАС и получать данные в количественном и графическом выражении. Также она раскрыла проблемы, наметившиеся в ходе исследования качества школьной адаптации детей с РАС, обучающихся в младшей школе. В ходе выступления Мария Михайловна представила исследование, направленное на оценку эффективности специальной игровой методики по развитию коммуникации у дошкольников с низкофункциональным аутизмом. «В данном разделе будет содержаться структурированная информация, помогающая специалисту подобрать оптимальный образовательный маршрут для ребенка с расстройством аутистического спектра, обучающегося в начальной школе», - отметила она.

В свою очередь ученый секретарь ИКП РАО Екатерина Александровна Кочетова ознакомила участников мероприятия с первыми результатами исследования влияния компьютерных технологий, в том числе виртуальной реальности, на здоровье обучающихся с ОВЗ. Она рассказала о выявленных в результате исследования негативных и позитивных реакциях, функциональных изменениях в состоянии здоровья подростков с нарушениями слуха при использовании компьютерных технологий. Также Е.А. Кочетова анонсировала разработку в 2022 году научными сотрудниками ИКП мобильного приложения для обучающихся с ОВЗ.

Во второй части программы первого дня, в рамках семинара «Научно-методическое обеспечение общего образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в соответствии с требованиями обновленного ФГОС основного общего образования» директор ИКП РАО Т.А. Соловьева осветила актуальные вопросы общего образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, связанные с вступлением в силу нового ФГОС, после чего состоялась открытая дискуссия, в которой приняли участие авторские коллективы разработчиков АООП. На ней обсуждались вопросы, связанные с научно-методическим обеспечением системы общего образования обучающихся с ОВЗ, подходами к преподаванию обязательных учебных дисциплин и коррекционных курсов, результатами разработки и апробации АООП, а также разработки учебников для обучающихся с нарушениями зрения. В частности, А.Я. Абкович подробно осветила особенности ПАООП ООО обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: описана специфика реализации вариантов 6.1 и 6.2, в том числе программы коррекционной работы, особенности оценивания образовательных результатов обучающихся.

Также в ходе первого дня Недели представители ИКП РАО ознакомились с деятельностью краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №2»

 

WhatsApp Image 2022-05-30 at 15.05.27
2
WhatsApp Image 2022-05-30 at 16.49.21 (2)
WhatsApp Image 2022-05-30 at 16.49.21 (1)
WhatsApp Image 2022-05-30 at 15.05.27 (3)
WhatsApp Image 2022-05-30 at 15.05.27 (2)