Введение
Категория детей с нарушениями слуха представляет собой крайне разнородную группу, различающуюся по степени и времени снижения слуха, по наличию/отсутствию выраженных дополнительных отклонений в развитии и, как результат, по уровню общего и слухоречевого развития. Кроме того, в процессе реабилитации используются принципиально разные системы звукоусиления: дети пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами или кохлеарными имплантами. Соответственно, проектирование дифференцированных условий образования обучающихся с нарушениями слуха для разных его уровней – дошкольного, начального общего и основного общего образования – требует соблюдения дифференциации обучения таких детей с учетом степени снижения слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие дети), используемого способа звукоусиления (индивидуальный слуховой аппарат/кохлеарный имплант), наличия или отсутствия других выраженных отклонений в развитии, уровня познавательного и слухоречевого развития и особых образовательных потребностей обучающихся.
В настоящем пособии представлены методические рекомендации по проектированию дифференцированных условий образования обучающихся с нарушениями слуха для дошкольного, начального общего, основного общего уровней образования. Указаны основные нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию обучения и воспитания детей, имеющих нарушения слуха. Раскрыты образовательные потребности детей с нарушенным слухом разных возрастов и находящихся на разных уровнях обучения.
В разделе, посвященном вопросам воспитания и обучения детей на уровне дошкольного образования, подробно описаны возможности дифференциации коррекционной помощи детей в зависимости от степени снижения слуха. Обоснована целесообразность выбора различных организационных форм воспитания и обучения для той или иной подгруппы дошкольников с нарушенным слухом. Прописаны особенности деятельности дошкольных групп, в которых рекомендуется воспитывать и обучать детей с нарушениями слуха. Отдельно раскрыта специфика психолого-педагогической реабилитации особой категории детей с нарушенным слухом – дошкольников, перенесших операцию по кохлеарной имплантации, и даны рекомендации по выбору оптимальных организационных форм их дальнейшего воспитания и обучения.
В разделах, посвященных решению проблем проектирования дифференцированных условий образования обучающихся с нарушениями слуха школьного возраста, обоснована и раскрыта необходимость создания специальной образовательной среды, необходимой для удовлетворения особых образовательных потребностей указанной категории школьников с ОВЗ. Дана характеристика комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушенным слухом на уровнях начального общего и основного общего образования. Прописаны особенности организации пространственно-временной среды школьного обучения данной категории детей. Подробно представлены специальные приемы дифференцированного обучения школьников с нарушенным слухом, а также особенности организации системы оценивания их образовательных достижений.