Заключение
Работа с семьей ребенка при коррекционной работе в первую очередь предполагает согласование установок участников образовательных отношений. В том числе это относится к согласованию представлений относительно наличия самого нарушения, его значимости для дальнейшего развития ребенка. Это справедливо как для случаев, когда нарушение у ребенка уже зафиксировано специалистами, или сформировались основные его признаки, позволяющие специалисту однозначно сформулировать заключение относительно наличия и структуры нарушения. Также это положение справедливо и тогда, когда наблюдаются только отдельные признаки формирующегося нарушения, особенно если речь идет о признаках нарушения у ребенка раннего возраста. В этом случае особенно важна согласованность представлений специалистов и семьи.
Ранний возраст характеризуется значительной вариативностью развития, у разных детей различные возрастные новообразования могут не совсем совпадать по времени. Вместе с тем, существуют научные представления о нормативности появления таких новообразований, определены сроки появления их в онтогенезе. Для одного ребенка запаздывание какого-либо новообразования не приведет к дальнейшему формированию нарушения, для другого – будет являться первым признаком, за которым последуют остальные до формирования полной картины нарушения.
В отношении речи это утверждение особенно верно. Социальные представления зачастую транслируются молодым родителям без соотнесения с позицией специалистов в области раннего речевого развития – после 3х лет сам заговорит, у нас в семье все поздно начинали говорить, мальчики начинают говорить позже и так далее. Это приводит к тому, что родители не только позже обращаются за консультацией к специалистам, но и склонны игнорировать или обесценивать рекомендации, даже если консультация состоялась. Последствиями такой ситуации становится упущенный фактор ранней помощи ребенку, ранней коррекции формирующегося нарушения, а также, проблемы принятия и реализации рекомендаций, данных специалистом. Понятно, что выполнение любой рекомендации требует перестройки способа взаимодействия или временных затрат. Кроме того, чем менее значим в представлениях родителей какой-либо признак возможного нарушения, тем ниже мотивация к выполнению рекомендаций по его преодолению, следовательно, тем чаще эти рекомендации не выполняются.
Вариантом реагирования на наличие признаков развития нарушения речи у ребенка раннего возраста может быть «уход» родителей в коррекцию речевых проявлений. В ситуациях, когда в рамках первичных обращений специалист видит признаки коммуникативной ситуации в семье, негативно влияющей на развитие речи ребенка, перевод фокуса внимания на "коррекцию речи", особенно с участием стороннего, «приходящего» специалиста, может еще более ухудшить коммуникативную ситуацию в семье, осложнив формирование речи ребенка, а также общий ход его психического развития. Следовательно, при организации работы в области речевого развития ребенка раннего возраста, специалисту, непосредственно работающему с семьей, необходимо приложить все силы для формирования у близких взрослых ребенка понимания значимости полноценной, эмоциональной коммуникативной среды вокруг ребенка, необходимости изменения способов общения с ребенком. Этому содействует наблюдение родителей за коммуникацией ребенка со специалистом, организующим эффективную коммуникацию с малышом, обсуждение результатов организации такой коммуникации, подробный анализ ситуаций коммуникации, как наблюдаемых на занятии, так и в семье (с помощью видеозаписей, аудиозаписей, дневниковых записей), активное включение родителей в ситуации общения на диагностических приемах с обсуждением затруднений и результатов пробных занятий.
К сожалению, значительная часть современных молодых родителей испытывают проблемы при необходимости включения и поддержания полноценного коммуникативного взаимодействия с ребенком раннего возраста в силу различных причин, не последней из которых является повышенная информационная потребность и привычка к гаджетам. В этой ситуации для мотивирования родителей необходимы конкретные и подробные рекомендации для родителей по организации игрового и коммуникативного взаимодействия с ребенком, а также согласование целей каждого этапа работы. Работа в ближайшей перспективе и поддержка родительской инициативы, обеспечение возможности пошагового консультирования родителей с анализом и демонстрацией достижений родителей и ребенка создают условия для включения родителей в работу по изменению коммуникативной и игровой деятельности в семье, что, в конечном итоге, обеспечивает значительную положительную динамику и в раннем речевом развитии.