Вариативные модули и модели организации воспитательной работы с обучающимися с ОВЗ

 

Образовательная организация выбирает от одного из предложенных в примерной рабочей программе воспитания вариативных модулей или формирует свои.

Необходимо пояснить, что модуль не является элективным курсом, факультативом или иным добавочным компонентом учебного плана: рабочая программа воспитания реализуется как часть адаптированной основной образовательной программы и не может увеличивать нагрузку обучающихся. Модульный принцип помогает структурировать разные виды и формы воспитательной деятельности. Модули формируются как организационно-методическая междисциплинарная структура.

В научно-методической литературе описаны три уровня организации воспитательного процесса в школе:

  1. Воспитательная работа представляет собой стихийные, не связанные друг с другом содержательно и методически (технологически) мероприятия, события, школьные дела, игры. Каждое из которых может вызывать позитивный отклик у обучающихся, педагогов, родителей. Воспитательные воздействия носят импровизационный, мало управляемый характер, нет единой цели, согласованности действий, нет попыток и подходов к анализу результативности, проблем, отсутствует планирование на будущее. Воспитательная работа в этом контексте является самым «низким» уровнем.
  2. В систему воспитательной работы входят согласованные действия группы педагогов, которые «вынесены» из учебного процесса. На этом уровне в образовательной организации негласно считается, что воспитанием занимаются и несут ответственность за результаты конкретные педагогические работники (воспитатели, педагоги-организаторы, тьюторы и т.д.) в отдельное от урочной деятельности время. Система воспитательной работы считается средним, промежуточным уровнем.
  3. Воспитательная система школы предполагает единый целенаправленный процесс, в который включены все педагогические работники. Действия участников согласованы, существует принятая коллективом цель воспитательной работы, обсуждается выбор средств и подходов, осуществляется совместный анализ ресурсов среды, есть понятные коллективу критерии. Воспитание осознанно реализуется как в рамках внеурочной, так и в урочной деятельности. Таким образом, воспитательная система школы представляет собой самый высокий уровень организованной учебно-воспитательной деятельности.

Воспитательная система школы (аналогично любой системе) предполагает наличие 4-х компонентов:

  • цель и задачи;
  • ожидаемые результаты;
  • содержание;
  • формы, методы, технологии.

Таким образом, формирование модулей в рамках рабочей программы воспитания помогает школьной среде приобретать качества воспитательной системы.

Целесообразно проанализировать актуальность следующих вариативных модулей:

«Курсы внеурочной деятельности (в том числе коррекционно-развивающие занятия)», «Сотрудничество с семьей ребенка с ОВЗ и инвалидностью», «Профориентация: мир современных профессий»; «Ключевые общешкольные дела и события», «Детско-взрослые сообщества», «Детско-взрослые медиаслужбы», «Образовательные путешествия, целевые прогулки и экскурсии», «Предметно-пространственная здоровьесберегающая среда», «Взаимодействия с родительскими сообществами», «Взаимодействие с социальными партнерами», «Интеграция общего и дополнительного образования», «Финансовая грамотность», «Цифровая культура и сетевая безопасность».

Необходимо проанализировать:

  • на решение какой задачи ориентирован каждый из выбранных модулей;
  • какие ресурсы необходимы для его реализации;
  • каких внешних партнеров следует привлечь;
  • каков «жизненный цикл» модуля; охватывает ли он учебный год или уровень; планируется ли продолжение и углубление;
  • на развитие каких личностных качеств влияют выбранные виды и формы деятельности;
  • как учтены особые образовательные потребности в части воспитания в данном модуле;
  • соблюден ли баланс между реализацией модуля в урочной и внеурочной деятельности;
  • привлекателен ли модуль для детей и педагогов.

Например, модуль «Образовательные путешествия, целевые прогулки и экскурсии» может быть сформирован для уровня начального общего образования («Целевые прогулки и экскурсии») продолжен на более высоком уровне посильной сложности для детей на уровне основного общего («Образовательные путешествия и туризм»). На уровне среднего общего обучающиеся, успешно освоившие два предыдущих взаимосвязанных модуля, усвоивших соответствующие социально значимые знания (как о посещенных памятных местах района, города, региона, так и правилах группового поведения на прогулке, экскурсии, походе), сформировавшие позитивные отношения к этой деятельности, имеющие личностно значимый опыт в этой сфере могут стать наставниками (менторами, кураторами, тьюторами) детей младших по возрасту или сверстников, не имеющих такого опыта. Соответственно, модель наставничества как взаимная помощь и поддержка в урочной и внеурочной деятельности, в планировании будущего обучающегося с ОВЗ и инвалидностью будет включать в себя последовательное освоение двух модулей «Образовательные путешествия», возможно интегрированные с дополнительным образованием туристко-краеведческой направленности.

Наиболее доступный вид деятельности в рамках этого модуля – «целевые прогулки». В него можно включить обучающихся с ослабленным здоровьем, интеллектуальными нарушениями. Тематику целевых прогулок целесообразно взять из соответствующих рабочих программ АООП. Регулярные целевые прогулки, организованные с учетом особенностей здоровья обучающихся и их особых образовательных потребностей, можно рассматривать как средство формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, а также как часть гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания.

Учебные экскурсии имеют большую продолжительность, имеют учебно-воспитательную и коррекционно-развивающую ценность. Учебно-программные экскурсии помогают педагогам подбирать тематику, иллюстрирующую то, что дети изучали на уроке. В этом случае экскурсия как форма воспитательной работы является вспомогательным средством, однако роль ее велика. Дети с ОВЗ и инвалидностью могут получить развивающий эффект, поскольку грамотно организованная экскурсия помогает им познакомиться с явлениями и предметами в их естественном состоянии. Во время экскурсии педагогу легче помочь детям осуществлять целенаправленное наблюдение «живой наглядности», предложить разнообразные задания, с помощью постоянной обратной связи контролируя, что дети устанавливают существенные, а не случайные связи и признаки между наблюдаемыми предметами, корректно сравнивают объекты. Экскурсии, помимо благоприятного влияния на эмоционально-волевую сферу обучающихся, позволяют педагогам в естественной среде сочетать наглядный образ, практическое действие и слово, что помогает корректировать нарушенные функции познавательной деятельности детей.

Производственные экскурсии помогают обучающимся на практике познакомиться с деятельностью различных социальных структур. Это особенно значимо для школьников ограниченных в передвижении, с интеллектуальными нарушениями и иными особыми образовательными потребностями, связанными с необходимостью организации дополнительного трудового воспитания и обучения.

Модуль «Культура здоровьесбережения» может быть сформирован на уровне начального общего образования. В его рамках обучающиеся освоят социально значимые знания как на уроках, так и во внеурочной работе. Это знания о физическом здоровье и благополучии человека; психологическом комфорте, о навыках ведения здорового образа жизни, о факторах риска для здоровья. В комфортной поддерживающей среде класса школьники сформируют положительное отношение к необходимости ведения здорового образа жизни. Формы воспитательной работы предполагают активное включение обучающихся: викторина, ролевая игра, игра «путешествие по станциям», эстафеты, турниры по темам, связанным с культурой здорового образа жизни.

Здоровьесбережение понимается не только как часть физического воспитания, но и как важнейший компонент духовно-нравственного, связанного с трудовым и экологическим. Происходит направленная работа на вовлечение обучающихся в систему самоподдержки, ведения личных дневников здоровья, соблюдения, по возможности, пастурального самоконтроля (особенно актуального для обучающихся с НОДА), режима занятий, гигиены в разных аспектах, бережного отношения к зрению, слуху и т.п.

На следующем шаге этот модуль становится компонентом модели воспитания: индивидуальные программы (стратегии) здоровья. Классный руководитель в сотрудничестве с педагогом-психологом, педагогами коррекционного профиля, учителем по адаптивной физической культуре изучают интересы и склонности обучающихся с целью определения предпочтений в видах физической активности, адаптивного спорта. Обучающиеся пробуют свои силы в различных спортивных секциях, реализующих адаптированные дополнительные общеобразовательные программы. Таким образом в модели присутствует интеграция общего и дополнительного образования.

На уроках, во внеурочной деятельности, в отдельно организованных мероприятиях и играх обучающиеся знакомятся с историями выдающихся спортсменов, общественных деятелей, мастеров, профессионалов, известных людей, имеющих опыт ограничений здоровья или инвалидности. Развитие этого направления модуля может происходить как специально организованный компонент модели: знакомство детей с позитивным опытом преодоления трудной жизненной ситуации, с «историей успеха», которое может перерасти в наставничество.