Формы участия педагогических работников в реализации программ воспитания

 

Согласно действующему законодательству в разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы наряду с педагогическими работниками и администрацией школы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, представительные органы обучающихся (при их наличии). Что касается этапа реализации, выделяются разные формы участия педагогов в этом процессе. Необходимо уточнить, что ответственность за реальное воплощение воспитательной деятельности в школе должна быть распределена между педагогическими работниками.

Грубым нарушением целей, смысла и сущности воспитательного процесса в школе следует считать ситуации, при которых ответственность за воспитательную работу возлагается на отдельных специалистов (педагога-организатора, педагога продленного дня, тьютора, классных руководителей, кураторов, возможно, воспитателей, если такая должность присутствует в штате школы). В образовательной среде школы, созданной для коррекционного обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью, процессы коррекционно-развивающего обучения и воспитательной работы взаимосвязаны и фактически не существуют изолированно. Высшие психические функции ребенка с ОВЗ и инвалидностью не развиваются спонтанно без системной профессиональной помощи педагогов коррекционного профиля. Это обстоятельство делает невозможным и алогичным вынесение воспитательной работы вовне единого целенаправленного процесса коррекционного обучения. В то же время закрепление результатов этого обучения, сформированных навыков и умений, жизненной компетенции возможно только в социальной среде. Итак, воспитательная деятельность должна сквозным образом проходить через все содержание адаптированной основной образовательной программы.

Классный руководитель составляет собственный план воспитательной работы с учетом рабочей программы воспитания школы, инвариантных и вариативных модулей. Соответственно участвует как ответственный за модуль «классное руководство» на уровне отдельного класса (или учебной группы обучающихся).

Педагоги-предметники вносят изменения в рабочие программы учебных дисциплин с учетом рабочей программы воспитания, а именно личностные образовательные результаты, ориентируясь, прежде всего на темы (уровень «социально значимые знания»), заявленные в вариативных модулях, утвержденных школой, и применяемые образовательные технологии (уровень «позитивные отношения к ценностно окрашенной деятельности»). Несмотря на то, что педагоги-предметники не пишут план воспитательной работы, в их рабочих программах учебного предмета должны отразиться вариативные модули.

Педагоги коррекционного профиля, а также педагоги-психологи, специальные психологи в рамках коррекционных и коррекционно-развивающих занятий реализуют направления воспитательной работы и вариативные модули. В ряде случаев, например, если ребенок обучается по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), то именно эти специалисты интегрируют воспитательную работу, адекватную возможностям ребенка и доступную его пониманию, с коррекционной деятельностью.

Педагог-библиотекарь согласует направленность воспитательной работы, вариативные модули, утвержденные рабочей программой воспитания, с собственным планом работы. Кроме того, педагог-библиотекарь может быт включен во внеурочную деятельность, быть задействованным в дополнительном образовании. В этом случае важно использовать комплексный подход, не ставить разнонаправленных целей и задач. Например, в рамках образовательной формы (студия или кружок «Читательский клуб») реализовывать модуль «Интеграции общего и дополнительного образования».

Социальный педагог может инициировать создание отдельного модуля, например, связанного с формированием правового сознания, а также в своей работе учитывать и отражать содержание вариативных модулей. Это может быть реализовано разными формами, например, в модуль «Культура здоровьесбережения» будут входить тренинг по безопасности, встреча с инспектором по делам несовершеннолетних, квест «Я в незнакомой обстановке» и т.д.

Педагог-организатор координирует и выстраивает систему общешкольных мероприятий, квестов, игр, социально значимых дел и событий. В его плане воспитательной работе должны быть отражены практически все вариативные модули, ориентированные на общешкольный уровень.

Тьютор (как специалист в области воспитания согласно профессиональному стандарту) помогает обучающемуся спланировать собственный маршрут, поддерживая образовательные интересы и предпочтения ребенка. В плане работы тьютора должно быть отражено содержательное наполнение модулей воспитательной работы на уровне индивидуального сопровождения обучающегося.