17 декабря были подведены итоги I Международной конференции «Образование детей с особыми потребностями в современном мире: ценности, смыслы, технологии». Мероприятие проходило 15-17 декабря в Москве на базе Института коррекционной педагогике РАО. В нем принимали участие представители научного, педагогического сообществ, профильных общественных организаций и объединений из 14 стран Европы, Азии и Латинской Америки.
Накануне, в соответствии с программой конференции, была проведена работа трех секций – «Коммуникация детей и взрослых с особыми образовательными потребностями: подходы, стратегии развития, технологии», «Профессиональное обучение и профессиональная ориентация: непрерывность, вариативность, доступность», «Реабилитация средствами образования детей с хроническими болезнями». На них выступили 29 докладчиков по широкому спектру тем, от развития коммуникации и речи у дошкольников с кохлеарными имплантами до психологического сопровождения детей, находящихся в онкологическом стационаре.
Также был проведен онлайн-семинар «Формирование финансовой грамотности у лиц с ОВЗ и инвалидностью: специфика возможностей и потребностей», в рамках которого были представлены 7 успешных практик в сфере финансовой грамотности для детей и взрослых с ОВЗ и с инвалидностью.
В ходе последнего дня работы конференции состоялось пленарное заседание, на котором прозвучали четыре ключевых выступления. Директор ИКП РАО, Татьяна Александровна Соловьева рассказала об истории становления, современном состоянии и перспективных направлениях развития российской дефектологии. Она рассказала о специфики создания и эволюции научных школ, начиная с 1908 года, отметила определяющую роль института в поддержке и учебно-методическом обеспечении системы образования страны в деле обучения особых детей.
В последнее время в институте был запущен ряд специальных проектов, сообщила Татьяна Александровна. Для аккумуляции, сохранения и распространения исторического наследия российской дефектологической науки создан и успешно работает Центр им. В.П. Кащенко. «Работа в институте в этом направлении позволит правильно расставить акценты, оценить свои силы и значимость работ и молодым исследователям, и всем, кто связан с дефектологией», - сказала она, подчеркнув необходимость системной и разноформатной популяризации достижений российской науки.
С целью решения проблемы дефицита научно-педагогических кадров в ИКП РАО открыта магистратура. «Мы считаем крайне важным решение задачи подготовки специалистов, которой в настоящее время не могут полностью обеспечить педагогические вузы», сказала она. А с целью поиска и подготовки новых исследовательских кадров институтом, при поддержке Минпросвещения России, организован и проводится ежегодный конкурс молодых исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии. «Конкурс выявил ряд ключевых проблем и методического, и научного плана, без решения которых невозможно качественное научное исследование, качественная подготовка учебной литературы для особых детей. Надеюсь, что с его помощью будут найдены варианты решения», подчеркнула она.
В настоящее время институт также реализует ряд важнейших долгосрочных научных проектов и фундаментальных НИР. Это, в частности, «Клинико-психолого-педагогическое исследование современного ребенка с ОВЗ и инвалидностью», «Исследование влияния компьютерных технологий на здоровье обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью», прикладная НИР по научно-методическому обеспечению педагогических работников и специалистов государственного управления в сфере образования, прикладные научные разработки Научно-методического сопровождения развивающейся системы образования лиц с ОВЗ, с инвалидностью. Т.А. Соловьева также проинформировала о разработке институтом новых IT-продуктов и ресурсов, в том числе сайта в рамках проекта «Финансовый глоссарий», VR-лаборатории, Конструктора АДОП и других.
В своем выступлении заместитель руководителя Ассоциации развития финансовой грамотности Андрей Николаевич Андрианов остановился на российском опыте формирования финансовой грамотности у лиц с ОВЗ и инвалидностью. Он рассказал о совместных проектах – Глоссарии финансовых терминов, программе обучения волонтеров, методических семинарах и конкурсе методических материалов. В планах АРФГ запуск новых проектов, в том числе иммерсивной выставки «Территория финансовой грамотности».
Руководитель проектного офиса «УчимЗнаем» Сергей Витальевич Шариков в своем выступлении отметил крайне актуальный характер тематик, представленных к обсуждению на конференции. Он рассказал об основных проблемах госпитальной педагогики, отдельно остановившись на кадровых вопросах, поддержав ИКП в его действиях по созданию практикоориентированных продуктов, в том числе диагностических комплексов.
Зав. кафедрой теории и истории государства и права МПГУ Светлана Валентиновна Ширяева выступила по вопросам правового обеспечения развития системы образования обучающихся с ООП. Она ознакомила участников конференции с международным опытом создания и регулирования правовых основ, подчеркнув, что и в РФ существует много законодательных актов, обеспечивающих возможность разработки и создания самых разных программ, планов и форм обучения. С.В. Ширяева также отметила желательность введения должности уполномоченного по правам людей с ООП.
Затем в подведении итогов работы сессий выступили все модераторы секций конференции, сообщившие о наиболее интересных тематиках и выступлениях. Они также подчеркнули важность мероприятия в плане установления тесных рабочих связей для профессионального общения и обмена опытом, в том числе на международном уровне, а также подчеркнули единство понимания стратегических целей и задач научных и прикладных исследований, единство научной логики.
В завершение конференции глава АРФН В.Ш. Каганов проинформировал участников конференции о большом запросе со стороны зарубежных участников на материалы проведенных секций и широком отклике в профессиональном сообществе. «Мы превзошли ожидаемые результаты в плане количества заинтересованных специалистов, которые приняли участие в форуме. Его тематика крайне важна, потому что мы, как Ассоциация, заинтересованы в разработке и реализации подходов для решения вопросов финансовой грамотности детей с ОВЗ и не только их», сказал он. Он анонсировал ряд продуктов Ассоциации, в частности, коммуникационную платформу как средство реализации совместных проектов, методиках преподавания финансовой грамотности и др.
По окончании основной работы конференции ее участники получили возможность ознакомиться со стендовыми докладами, специально подготовленными для этого форума сотрудниками ИКП РАО, специалистами Минздрава России, а также представителями образовательных учреждений Москвы, Московской области, Самары, Санкт-Петербурга, Твери, Якутска, Свердловской области.