В Москве завершил работу Московский международный салон образования-2021. Он прошел в гибридном формате на площадке «Крокус Экспо» и на коммуникационной digital-платформе «ММСО. Коннект» с 6 по 8 октября. Главная тема ММСО-2021 — «Границы новой реальности. Доверие. Диалог. Платформа». Представители всех уровней образования, органов государственной власти, эксперты и родители обсуждали изменения, происходящие в системе образования в условиях цифровой экономики в эпоху устойчивого развития.
Институт коррекционной педагогики РАО принял активное участие в его работе. В первый день работы Салона директор ИКП Татьяна Александровна Соловьева выступила в ходе обсуждения темы «Воспитание финансовой культуры в детском саду и школе», проводимом Ассоциацией развития финансовой грамотности. Она отметила крайнюю актуальность этой проблемы, подчеркнув, что сложный и разноплановый характер популяции детей с трудностями в обучении, высокий уровень их активности в сети Интернет позволяют выделить в том числе и скрытые проблемы обучения их финансовой грамотности. «Финансовые решения те же люди с умственной отсталостью принимают ежедневно, - сказала она. – И преподавание им финансовой грамотности должно учитывать пусть и непрофильную специфику их «жизни» в этой сфере».
Директор ИКП рассказала о первых результатах реализации совместного проекта ИКП и АРФГ. Был разработан глоссарий, который доступно и понятно может донести до человека с ОВЗ любого возраста необходимую информацию. «Возможности отечественной дефектологии по адаптации любых документов и информации для людей с ОВЗ находятся на очень высоком уровне и превосходят зарубежные наработки и опыт», - подчеркнула она.
Кроме того, разрабатываются модули примерной программы воспитания для разных возрастных групп детей, учитывающие их активность в социальной и цифровой среде. Первый модуль, относящийся к воспитанию финансово ответственного поведения младшего школьника, готовится сотрудниками ИКП совместно с Московским педагогическим государственным университетом.
Татьяна Александровна Соловьева также проинформировала о проведении в декабре 2021 года уникальной международной конференции, которая призвана не только донести до возможно большого количества участников достижения российской дефектологии, но и установить корректный диалог между отечественными и зарубежными учеными, учитывающий специфику российской дефектологии как науки и практики.
7 октября на площадке «Благополучие» прошел круглый стол по теме «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью». Его организаторами выступили Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России и ИКП РАО.
В обмене мнениями приняли участие член-корреспондент РАО, генеральный директор ООО «Мобильное электронное образование», руководитель экспертной группы «Методология развития образования в целях подготовки кадров для цифровой экономики» ФП «Кадры для цифровой экономики» НП «Цифровая экономика Российской Федерации» Александр Михайлович Кондаков, заместитель директора ФГБНУ «ИКП РАО» Дарья Андреевна Карпова, заместитель директора ГБУ города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы» Ольга Владимировна Егупова и учитель ГКОУ Школа «Технологии обучения» Андрей Владимирович Старовойтов.
Они обсудили вопросы научно-методического обеспечения дистанционного обучения, эффективных практик онлайн-обучения детей с особыми образовательными потребностями, требований к содержанию образовательного контента, отвечающего разным образовательным потребностям, проблемы возможностей организации деятельности обучающихся с ОВЗ в сетевой среде.
Так, А.М. Кондаков отметил, что в настоящий момент общество живет в рамках сетевой культуры, требующей новых основ взаимоотношений, учета потребностей и возможностей людей. По его словам, формируется и новое понимание образовательной среды, инклюзивного образования, предполагающего формирование инклюзивной культуры, а образовательная организация должна обеспечить развитие любого человека, в т.ч. и детей с ОВЗ. При этом искусственный интеллект становится третьим участником образовательного процесса.
Также А.М. Кондаков представил матрицу цифровой трансформации образования, подчеркнув, что конвергентная образовательная среда позволяет преодолеть образовательное неравенство при условии разработки и применении цифровой дидактики. Он проинформировал о ведущихся работах по подготовке продуктов с использованием искусственного интеллекта для работы с детьми с ОВЗ, подчеркнув комплексный характер такого рода платформ.
В свою очередь Ольга Егупова рассказала о работе по адаптации ресурса и контента Московской электронной школы для использования в образовательном процессе детей с ОВЗ. Она также сообщила, что в настоящее время Городской ППЦ работает над онлайн-конструктором, который позволит специалистам подбирать и выстраивать образовательные программы в зависимости от образовательных потребностей ребенка.
Андрей Старовойтов проинформировал об опыте использования ГКОУ Школа «Технологии обучения» электронных ресурсов, образовательных платформ, опыте персональной работы учителя с учеником с ОВЗ, а Д.А. Карпова осветила содержание работ, проводимых ИКП РАО совместно с партнерами, в рамках специально разработанного плана действий по совершенствованию методики преподавания в формате дистанционного обучения. В частности, план предполагает разработку методических рекомендаций для педагогов, родителей детей с ОВЗ, проведение мастер-классов и онлайн-консультаций, в том числе по индивидуальным заявкам. «В этом году на сайте института будет размещено более 15 методических материалов для специалистов и родителей», - сказала она. Раздел портала, посвященный дистанционному образованию, пользуется большим спросом, отметила Д.А. Карпова. «Только за первый месяц его работы было более 25 000 обращений».
В завершение круглого стола Татьяна Александровна Соловьева подчеркнула, что необходимо сохранить баланс между использованием электронных ресурсов и «живой» работой педагога и специалиста, пусть и транслируемой с помощью технических средств дистанционной передачи информации, потребность в котором доказала работа в условиях пандемии.
Кроме того, на стенде ГК «Просвещение» состоялся разбор кейса члена-корреспондента РАО, зав. лабораторией технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП РАО Светланы Борисовны Лазуренко «Диагностика познавательного развития детей с ОВЗ как компас/инструмент определения образовательного маршрута в условиях специального и инклюзивного образования». По итогам презентации С.Б. Лазуренко дала ряд практических рекомендаций, касающихся специфики организации и выбора психолого-педагогической диагностики, методической системы и критериев диагностики, вариативности ее проведения, определения варианта развития и порядка выбора образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ.