ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ».
ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ.

Неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности является подготовка учащегося к выбору профессии. Её следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, те есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Профориентация является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Понятие «профориентация» кажется понятным каждому – это ориентация школьников на те или иные профессии. Примерно такие же определения даются в методических пособиях, где профориентацию рассматривают как оказание помощи молодым людям в выборе профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в моменты профессионального самоопределения.

Таким образом, определений данного понятия много и произошло это вследствие развития работы по профориентации. Ведь с течением времени менялись требования, а вместе с ними изменяло свое содержание и понятие. Термин «профориентация» развивается по мере того, как меняются представления общества о целях, задачах, методах, формах и вообще, о сущности профориентации. Каждое из них отражает те или иные аспекты профориентации, выделяет какую-либо функцию, указывает на практический или теоретический уровень её развития, рассматривает с позиций педагогики, психологии, теории управления и др. Поэтому прежде чем дать одно общее определение профориентации, уточним представления о трех его основных составляющих: «деятельность», «профессия», «ориентация».

«В философском энциклопедическом словаре деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет её целесообразное изменение и преобразование. Введение категории «деятельность» в рассматриваемое понятие «профессиональная ориентация» позволяет представить профориентацию не только как практику, но и как теоретическую деятельность, а точнее междисциплинарное научное направление, представляющее собой не только определенную сумму знаний, но и деятельность по получению этих знаний» (6).

Возникнув как практическая деятельность, профориентация постепенно обогащается теорией, что позволяет рассмотреть профориентацию в единстве теоретической и практической деятельности.

«Профессия – род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования» (7).

Понятие «ориентация» употребляется в ряде наук. И везде оно так или иначе связано с определением местонахождения и с выбором направления движения. В энциклопедии «ориентация» (фр. orientation буквально – направлять на восток) определяется в прямом и переносном смысле. В прямом – умение разобраться в окружающей обстановке, в переносном – направление научной, общественной и другой деятельности в определенную сторону (8).

Определение профессиональной ориентации в 21 веке звучит так: «Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям».

Какие бы определения не давались понятию «профориентация», ясно, что все они связаны с деятельностью по выбору профессии. Если молодой человек пытается ориентироваться в мире профессий и начинает активно выяснять, насколько та или иная конкретная профессия соответствует его жизненным устремлениям, то в этом случае лучше говорить о его ориентации на профессию. Если же он становится объектом педагогического или иного воздействия с целью выбора подходящей для него и для общества профессии, то здесь лучше говорить об ориентации в смысле ориентирования его на профессию. Последнее точнее выражает суть дела. Однако в практике сложилась традиция говорить об ориентации и в том, и в другом смысле.

Отсутствие единой точки зрения на понятие «профориентации» объясняется еще и другими причинами. Например, тем, что это комплексная проблема, и поэтому подходы к её определению могут быть различными. Если профессиональная ориентация рассматривается через призму педагогической практики, протекающей под преобладающим влиянием учителей школ, то принятие этой точки зрения в качестве единственной и главной создает педагогический образ профориентации.

Если же на этот процесс посмотреть через призму психологической науки, то на первый план выступят психологические понятия и концепции, объясняющие особенности того или иного выбора. В рамках этого подхода формируется и соответствующий образ профориентации психологического явления, состоящего из двух взаимосвязанных сторон:

  • принятие учащимися решения о своем профессиональном выборе;
  • воздействие на психику учащегося с целью формирования профессиональных намерений, осуществление того выбора профессии, который бы соответствовал интересам и способностям личности и одновременно находился бы в соответствии с общественными потребностями.

Третий подход – социологический. При этом процесс профессиональной ориентации рассматривается как часть более общего процесса социальной ориентации молодежи. Соответственно и выбор профессии рассматривается как акт, обусловленный общей жизненной ориентацией, стремлением личности занять определенное место в социальной структуре общества, в социальной группе.

Отсюда следует необходимость осуществления междисциплинарного подхода как в вопросах понимания сущности профориентации, так и практической работе по ориентированию молодежи на те или иные профессии.

Изложенное выше понимание профориентации как единства практической работы и теории позволяет дать следующее определение.

Профессиональная ориентация – система взаимодействия личности и общества, направленная на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-профессиональной структуры.

Профессиональная ориентация как комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у подрастающего поколения профессиональных интересов и склонностей в соответствии с личными способностями является органической частью воспитательной работы учебных заведений. Этот процесс, осуществляемый в основном в школе, предполагает целенаправленное воздействие на личность школьника, опирающееся, с одной стороны, на изучение учащегося, с другой – на понимание объективных условий, в которых будет осуществляться его трудовая деятельность.

На практике же зачастую между трудовым воспитание и работой по профессиональной ориентации очень трудно выявить связи. Исследования С.Д. Бондарь, Г.М. Дульнева, А.Е. Голомштока, С.Н. Чистяковой, Н.Н. Захарова и других исследователей, занимающихся данным вопросом, показывают, что профориентационная работа в школе, как правило, рассматривается изолированно, как какая-то особая, специфическая деятельность, и она проводится в отрыве от трудового воспитания учащихся. То есть «параллельно» работают две системы – система трудового воспитания и система профессиональной ориентации учащихся.  Если же создать единую систему трудового воспитания и профориентации, то логическим результатом её работы, показателем гражданской зрелости учащегося и, одновременно, показателем учебно-воспитательной работы школы станет профессиональное самоопределение выпускника, сознательный выбор им профессии.

Профессиональная ориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем, объединенных общностью целей, задач и единством функций. Существуют следующие подсистемы профориентации:

Организационно-функциональная - деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности, с учетом специфики деятельности, на основе принципа координации;

Логико-содержательная – профессиональное просвещение, развитие интересов и склонностей учащихся, максимально приближенных к профессиональным; профессиональная консультация, профессиональный отбор, социально-профессиональная адаптация;

Личностная – личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения, характеризующаяся: активной позицией, то есть стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям, умениям, социальным нормам и ценностям, определяющим выбор профессии школьников и осознаваемых как личностно значимые; уровнем развития самосознания: представлением о себе, своих способностях, особенностях характера. Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением деятельности учащегося, опосредованной факторами профориентации и их личностной установкой на модель профессионала.

Управленческая – предполагает сбор и обработку информацию о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации, выработку программы действий, её осуществление, регулирование выполнения программы, разработку рекомендаций по её совершенствованию.

В основу всей воспитательной работы в школе по вопросам профориентации учащихся должен быть положен принцип государственной заботы об удовлетворении потребности в кадрах различных отраслей народного хозяйства, науки, культуры и быта. Приспособление человека к внешней целесообразности, в чем бы она не выражалась (заполнение трудовых вакансий, выбор школьниками пусть далее необходимых обществу профессий и т.д.), не может выступать конечной целью профориентации. Таковой является всестороннее развитие самого субъекта как личности. Решающим же условием гармоничного развития личности выступает творческое отношение человека к своей деятельности, увлеченность ею. Поэтому формирование у школьников интереса и склонностей к избираемой профессии (в том числе и рабочей), формирование профнаправленности – вот главное в профессиональной ориентации. Её конечная цель – подготовить подрастающее поколение к сознательному выбору профессии.

Профориентация как проблема является предметом исследования многих ученых. Изучением вопросов содержания и структуры общей профориентации занимались Голомшток Е.А., Захаров Н.Н., Чистякова С.Н., Дульнев Н.М., Бондарь В.И., Слабнина Е.В. и др. В своих работах они утверждают о необходимости проведения профессионального просвещения учащихся. Под профессиональным просвещением понимается ознакомление учащихся с разными видами труда в нашем обществе, с условиями и особенностями профессий, воспитание у них уважения к умственному и физическому труду, к разным профессиям. Профессиональная консультация школьников также признается всеми авторами как фактор прямого воздействия на выбор профессии. Некоторые авторы не называют этот раздел работы (и соответственно составляющий компонент в понятии профориентации) профконсультацией, но, раскрывая сущность индивидуальной работы с учащимися или работы по изучению детей в целях их профориентации, они фактически говорят об элементах профессиональной консультации. Под профессиональной консультацией понимается помощь в форме совета учащимся, особенно колеблющимся и не определившимся, в их самоориентации, в выборе профессии с учетом интересов и склонностей, физиологических возможностей. Профконсультация – это непринятие решения за ученика, а совет по выбору профессии, аргументированный и педагогически правильный.

Профконсультация ведется на основе длительного психолого-педагогического изучения учащихся в процессе их обучения и воспитания в различных видах деятельности. Поэтому все авторы в структуре профориентации изучение учащихся вводят или как самостоятельный компонент, или рассматривают его как составную часть профессиональной консультации. Очевидно, целесообразнее рассматривать оба компонента в единстве, ибо без изучения интересов и склонностей учащихся невозможна в единстве, ибо без изучения интересов и склонностей учащихся невозможна профконсультация. Результаты изучения направлены на развитие и укрепление склонностей и способностей, а затем используются в период предварительного консультирования и собственно консультации. Однако для более четкого выявления структуры общей профориентации следует условно разграничить эти компоненты.

А.Е. Голомшток, Н.М. Дульнев, С.Н. Чистякова, А.М. Щербакова рассматривают предварительную трудовую подготовку учащихся к работе в избираемой отрасли самостоятельным компонентом профориентации. Такой подход вполне правомерен в профориентации подростков и старших школьников. Для того чтобы еще больше отдифференцировать их профессиональные интересы, надо дать им дополнительные знания и навыки, помочь им реализовать первые «трудовые пробы». Это относится и к физическому развитию ученика, и к его психике, и к умственному развитию, и к профессиональным умениям и навыкам. Таким образом, теоретическая и практическая подготовка учащихся к трудовой деятельности, как одно из средств дифференциации интересов и отработки практических умений и навыков, является самостоятельным разделом профориентационной работы с учащимися. Эта работа осуществляется в допрофессиональной и последующей, профессиональный периоды в школе посредством всей системы трудового обучения и трудового воспитания учащихся (общественно-полезный, производительный труд, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная и другие виды деятельности). Следует подчеркнуть, что «трудовые пробы» - это центральное звено единой подготовки учащихся к труду и сознательному выбору профессии, при которой практически осуществляется профессиональное обучение и воспитание и организуется долговременная преднамеренная работа по формированию профинтересов. Важно педагогически правильно организовать трудовое обучение, внеклассную кружковую, факультативную работу, общественно полезный, производительный труд в школьных мастерских, в цехах и на участках предприятий, на фермах, в ученических производственных бригадах, школьных и т.д. Для этих же целей организуются творческие объединения старшеклассников (клубы и бригады по интересам), деятельность в Домах детского творчества и т.д.

Н.Н. Букин, А.И. Даний, Л.М. Чепкая, Ю.А. Дроздов, А.М. Щербакова трудоустройство старшеклассников выделяют в самостоятельный компонент профориентации. Нельзя оставлять трудоустройство выпускников неконтролируемым процессом и заканчивать всю профориентацию в школе выдачей аттестата. Необходима непосредственная помощь учащимся после окончания школы в реализации профконсультационных советов и их намерений. Другой путь – контроль над реальным трудоустройством и проверка, таким образом, удачности выданного на консультации совета. Эта работа необходима для накопления опыта и избежание ошибок при проведении профессиональной консультации. Этот вид деятельности школы в педагогической литературе называют постконсультационным контролем.

Составной частью профориентации является профессиональный отбор (подбор). Профотбор производится в период распределения старшеклассников школы по профилям производственной подготовки (в школьных мастерских, учебно-производственных комбинатах, на производстве) и при поступлении в профтехучилища и техникумы.

И, наконец, завершающий этап процесса профессионального самоопределения человека, по мнению всех исследователей, - профессиональная адаптация, которая предполагает приспособление обучающихся в школах по профилю трудового обучения и в профтехучилищах (так же, как и в техникумах, вузах, на производстве) – к условиям их профессионального труда, к производству в целом, к особенностям конкретной специальности. «Профессиональная адаптация характеризуется такими признаками, как сохранение и дальнейшее развитие склонностей к конкретной профессиональной деятельности, совпадение общественной и личной мотивации труда, зависящей от его содержания, влияния семьи и производственного окружения. Профессиональная адаптация осуществляется в единстве с социальной адаптацией» (9). Профессиональная адаптация вместе с постконсультационным контролем – это логическое завершение, финал всей работы по профориентации. И школа, и профтехучилище видят плоды своего труда, видят, насколько результативно они поработали в процессе предварительного ориентирования и профессионального обучения своих питомцев.

Таким образом, учитывая все вышеизложенное, можно принять за один из приемлемых вариантов структуры профориентации совокупность следующих компонентов:

  • профессиональное просвещение учащихся;
  • предварительная теоретическая и практическая подготовка учащихся к работе в избираемой области;
  • изучение учащихся с целью профориентации;
  • профессиональная консультация;
  • постконсультационный контроль;
  • профессиональный отбор (подбор);
  • профессиональная адаптация.

По мнению известного исследователя проблем профориентации и профессионального воспитания молодежи Н.Н. Дьяченко, собственно профориентация осуществляется в два этапа: первый – подготовка к выбору профессии (определение задач, составление плана профессионального воспитания, определение средств, изучение личности учащегося, проведение экспериментов, выявление профессиональных намерений учащегося, предварительное ознакомление с профессиями), второй – выбор профессии (пробуждение профессиональных интересов, профинформация, глубокое ознакомление с профессиями, производством, учебными заведениями, привитие любви к технике, к людям труда, профконсультация, профессиональное определение). Затем осуществляется профотбор, уточнение профиля профессии (доориентация) в ходе профессиональной подготовки в профтехучилище и, наконец, в процессе деятельности наступает адаптация (или переориентация). Только при проведении всего этого комплекса воспитательных воздействий на учащихся можно считать работу по формированию профессионального самоопределения, которую проводит школа и профтехучилище, правильной и научно обоснованной.

Профессиональная ориентация школьников осуществляется в различных видах деятельности – познавательной (включающей учебную), общественно полезной, коммуникативной, производительном труде, игровой, с учетом возрастных, индивидуальных возможностей и особенностей каждого школьника, способствующей накоплению его социально-профессионального опыта.