28 января в Российской академии образования в смешанном формате состоялся круглый стол, в ходе которого была представлена коллективная монография под редакцией президента Академии, академика РАО Юрия Петровича Зинченко и члена-корреспондента РАО Варвары Ильиничны Моросановой «Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени».
Издание содержит результаты исследований на актуальную и динамично развивающуюся научную тему, проведенных представительным коллективом ученых Московского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета, Психологического института РАО, Института коррекционной педагогики РАО и Северо-Кавказского федерального университета.
«В условиях локдауна саморегуляция стала тем самым инструментом социальной стабильности от которого зависит индивидуальное благополучие человека, – отметил президент РАО, академик РАО Юрий Петрович Зинченко. – В книге собраны фундаментальные теоретические исследования, которые сегодня обладают большой востребованностью в обществе». Также Юрий Петрович отметил, что нарастающее проникновение информационных технологий в образовании налагает особые требования к формированию регуляторных компетенций целенаправленного поиска информации и осознанного оперирования ею для успешного достижения разнообразных учебных целей профессионального и личностного самоопределения.
Член-корреспондент РАО Варвара Ильинична Моросанова, в свою очередь, обратила особое внимание участников мероприятия на описание метода диагностики стилевых особенностей саморегуляции для практических психологов. «Отдельно мы осветили когнитивные аспекты саморегуляции в дошкольном возрасте и представили результаты клинико-физиологических и психолого-педагогических исследований регуляторных особенностей детей с задержкой психического развития», - сказала она.
Соавторы монографии в своих докладах рассказали об исследованиях ключевых проблем саморегуляции.
Исследования осознанной саморегуляции детей с ЗПР представила зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Института коррекционной педагогики РАО, доктор психол. наук Наталия Викторовна Бабкина. Она подчеркнула, что в структуре нарушений, характерных для всех детей с ЗПР, первоочередную роль играет несформированность регуляторной сферы, отметив при этом, что целью исследования, подробно представленного в монографии, являлись анализ и систематизация специфических проявлений осознанной саморегуляции в познавательной деятельности детей с ЗПР, а также изучение возможности формирования саморегуляции у младших школьников этой нозологической группы специальными средствами образования.
«Ранее в исследованиях было показано, что если специальная задача развития регуляторной сферы не ставится, то даже при обучении в специальных коррекционных школах (классах) умения саморегуляции у подростков с ЗПР оказываются к моменту завершения школьного обучения несформированными», – подчеркнула Наталия Викторовна. Проведенное лонгитюдное исследование на большой выборке показало эффективность разработанного в ИКП РАО подхода и значимость саморегуляции как предиктора академической успеваемости, личностного и социального развития детей с ЗПР. Она также представила убедительную доказательную базу и обосновала необходимость включения коррекционно-развивающей работы по формированию саморегуляции в качестве обязательного компонента содержания начального и основного общего образования детей с ЗПР, обозначила перспективные направления исследований механизмов саморегуляции современных детей с ОВЗ различных нозологических групп.
В завершение мероприятия состоялось коллективное обсуждение проблем, ставших предметом коллективной монографии. Участники круглого стола отметили, что актуальность научных результатов исследований психологии саморегуляции для практической помощи в решении психологических проблем, возникающих в связи с цифровизацией современной жизни и информатизацией образования, еще только предстоит осознать практикам, но уже сегодня материалы и выводы, содержащиеся в «Психологии саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени», могут оказать существенную помощь как исследователям, так и педагогам и психологам, работающим в практике образования, психологии труда и управления.
Участникам круглого стола также сообщили и о том, что коллективная монография «Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени» под ред. Ю.П. Зинченко и В.И. Моросановой принята к участию в XXII Национальном конкурсе «Золотая Психея» по итогам 2020 года в номинации «Книга года по психологии».