ВОЗМОЖНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИГР ДЛЯ ОГАНИЗАЦИИ КВАРТИРНИКА
Квартирник может включать в себя различные виды деятельности. Содержательное наполнение таких встреч зависит от родителей и от направленности группы в целом. Мы хотим предложить вам примерные блоки, которые помогут разнообразить эти родительские встречи.
Песочница. Это может быть как часть встречи, так и отдельная самостоятельная встреча. Игры с песком очень любимы детьми. Ребенок с раннего возраста может отличить сухой песок от влажного. Сухой чаще оставляют без внимания, а вот с влажным ребенок может подолгу увлеченно играть. Можно организовать с детьми игры «в норки». Покажите детям, как можно делать дырки в песке, норки маленького и большого диаметра; глубокие и неглубокие. Постройки могут быть сначала линейных конструкций, например, «Игра в пробку на кольцевой дороге», все участники квартирника могут построить забор из куличиков вокруг всей песочницы. Если ребенку тяжело подключиться к игре и строить, можно предложить ему сначала подавать игрушки для домиков, которые строит взрослый, а затем, опускать игрушки на сюжетное поле самостоятельно.
Важно помнить, что без направленного внимания взрослого, ребенку сложно осуществить игровые действия с песком. Взрослые могут поделиться опытом своего воображения и превратить песочницу в морское дно. Напомним про разделение деятельности при едином результате. Один ребенок может собирать веточки и палочки для морского дна, другой ребенок может строить кальмаров (с использованием формочек), третий ребенок может запускать кораблики из пенопласта. Не стремитесь использовать готовые игрушки. Они уже имеют готовый образ. Пусть новизну в игре обеспечивают просто палочки, веточки пластинки пенопласта. Сегодня они используются в морском сюжете, а завтра – в зоопарке, например. В этом случае мы оставляем ребенку пространство для перекомбинаций, развития мышления, воображения. За счет таких приемов ребенку всегда будет интересна игра.
На начальных этапах работы с песком ребенку будет трудно придумывать сюжеты самостоятельно, поэтому данный вид деятельности возможен при тесном сотрудничестве со взрослым. Чтобы мотивировать детей на постройки можно задавать уточняющие вопросы: «А много кораблей плывет?», «А где еще один корабль?», «А где кит плавает?», «А где растут водоросли для рыбок?» и т.д.
Все формочки и инструменты можно хранить в одной сумке. Каждую встречу можно назначать ответственную пару родитель-ребенок, которая будет приносить эту сумку.
Пикник. Обычно пикник предполагает наличие покрывала, корзинки с вкусными закусками, напитки, атрибуты для игр и саму прогулку на природе. К пикнику участники квартирника могут вместе начать готовиться еще в стенах квартиры. Можно научить детей резать хлеб, овощи и потом складывать их в маленькие сэндвичи. Можно показать детям, как складываются сэндвичи в коробки или заворачиваются в бумагу. Это удивительные многократные задания направлены как на развитие пространственного мышления, так и на развитие двуручной деятельности, что в свою очередь влияет и на дальнейшие навыки письма. В процессе сборов можно задавать детям уточняющие вопросы: «Для кого это сэндвич?», «Из чего ты его сделал?», «Куда ты будешь их складывать?». Отвечая на такие вопросы, другие дети будут слышать многократные образцы ответов, дети будут быстрее ориентироваться во времени, ориентироваться в различных временных формах глаголов.
Самостоятельные индивидуальные пикники в семьях встречаются крайне редко, но когда группа единомышленников вводит такую форму в регулярный план встреч, то развитие детей в естественных условиях происходит быстрее. В знакомой деятельности возможности ребенка раскрываются шире: он учится обращаться не только к своим родителям, братьям, сестрам, но и к другим взрослым и детям, развиваются коммуникативные возможности детей.
Во время прогулки на пикнике можно распределить между взрослыми и детьми разнообразную ношу, что поможет закрепить навыки обращения ко взрослому, расширит предметный и глагольный словарь детей. Например: «Саша, это сумка для тебя! Неси», «Оля, а где твоя сумка с водой?», «Кирилл, это твой рюкзак! Надевай!» Известно, что при переносе груза у детей меняется и поведение. Возможно какой-то стремительный ребенок, под весом литровой бутылки воды, и перешагивающий через кочки и овраги, снизит свой темп движения, и сможет ориентироваться не только на взрослых, но и на других детей. В такой естественной ситуации ребенок быстро запомнит и имена участников, и виды емкостей, и глаголы.
Кроме того, если на пикник возьмут гитару, то можно устроить музыкальный час. Вспомнить знакомые песни, всем вместе выполнить под нее движения. Для пикника отлично подойдут и хороводные песни. Их мелодика и частотность будет способствовать медленному проговариванию слов, развитию дыхательных функций.
Кроме того, в рамках пикника можно ставить ощутимые, зримые, простые и понятные цели: забить колышек в землю, принести еще 3 сухие веточки для костра, собрат все ягоды на поляне и т.д. В процессе таких простых действий дети быстрее насыщаются в сенсорном плане, иначе ощущается собственная успешность.
Фотография. Данная форма работы будет воспринята детьми с великим восторгом. В нашу жизнь вошли большое количество различных девайсов: смартфон, фотоаппарат, стандартные видеокамеры, экшн-камеры. С детьми бывает сложно договориться о способах и времени их использования. Как самоцель – они способны нарушить коммуникацию, развить в ребенке вероятность выполнения стереотипных действий. Но можно немного изменить ракурс, и задать более конкретную цель, при которой девайс превращается в помощника и является отличным инструментом.
Есть семья, в которой мальчик с синдромом Дауна не говорил совсем, но начал использовать речь активно, когда советовал матери ракурс и место для фотографии. Женщина случайно предложила сыну сделать ей фотографию на фоне моря. С тех пор мальчик фотографировал свою мать во всех совместных поездках около красивых на его взгляд памятников, деревьев, лавочек, зданий. На тот момент мальчику было 6 лет. Смартфон использовался им только для фотографирования.
В рамках квартирника тоже можно использовать фотографирование. У некоторых детей с ОВЗ долгое время не формируется образ действия. Как это может проявиться? Когда на сюжетной картинке нарисован мишка, моющий руки, а ребенка просят ответить на вопрос: «Что делает мишка?», то малыш встает на ноги вытягивает руки вперед и соединяет ладони одну с другой, и замирает в статичной позе. Или, например, на иллюстрации дядя, воспользовавшись салфеткой, высмаркивает нос. Ребенка так же просят ответить на вопрос «Что делает дядя?», и в ответ он кладет свою ладонь на свой нос, и опять замирает в статичной позе. Так вот именно личные фотографии могут помочь в понимании ситуаций.
Можно организовать поход участников квартирника в зоопарк, и там фотографировать детей, взрослых, понравившихся животных. Пусть фотографирует ребенок, и это будет уже целенаправленная деятельность, а взрослый пусть расскажет последовательность действий. Дети быстро запоминают такие вещи. Начинать нужно с портретных фотографий участников квартирника. Можно сразу с ребенком просматривать фотографии на экране смартфона, можно после зоопарка организовать просмотр этих фотографий на потолке через проектор или просто на экране телевизора, и задавать уточняющие вопросы: «Кого ты сфотографировал?», «Кто сделал это фото?», «Что она делает?», «Куда она спряталась?». Эти фотографии будут отличным поводом для эмоционально насыщенной беседы, в ходе которой ребенок будет чаще использовать личные местоимения, существительные, имена детей, глаголы. Можно создать с детьми одну книжку с фотографиями общего похода в зоопарк. Помним про описанную выше единую цель с разделенными видами деятельности. Один ребенок при поддержке взрослого может распечатывать фотографии – подавать листики в принтер, второй и третий - вырезать распечатанные фотографии, четвертый ребенок – выбирать кармашки в фотоальбоме и вставлять туда фотографии. Помните, у книжки обязательно должно быть название и титульный лист. Можно создать единое панно, при работе с которым понадобится выбирать место для фотографий и приклеивать их. Если в квартирнике участвует неговорящий ребенок, то именно фотографии помогут в развитии первого эмоционального словаря ребенка.
По завершении творческого процесса можно поговорить с детьми о самом процессе фотографирования; о том, кто больше из животных понравился; о том, какие действия ребенку понравилось совершать; можно выбрать заранее приготовленные смайлики, которые будут отражать эмоциональное состояние детей, и так же наклеить их на панно.
Лепка. Одним из любимых занятий детей является лепка. Мы будем говорить о лепке из теста и глины. Лепку из теста лучше включить в кулинарный блок. Тесто поможет подготовить руки ребенка к работе с более тугими материалами. Игры с тестом активизируют развитие мелкой моторики рук; способствуют развитию психических процессов; помогают формировать эмоциональный и речевой контакт ребенка и взрослого; способствуют развитию понимания и активной речи ребенка. Очень важно сразу учить детей приемам аккуратной работы за столом на клеенке или на доске.
Поскольку лепка из теста будет включена в кулинарный блок, то рецепт теста должен быть любимым. Сначала детей можно учить складывать из теста простые формы крендельков, основой которых является полоска теста. Можно предложить детям по очереди раскатывать большой лист теста, используя скалку или бутылку из толстого стекла. Далее можно предложить детям пластмассовые ножи и попросить их нарезать большой лист на узкие полоски. Можно научить детей складывать из этих полосок различные завитушки, посыпать сахаром и выкладывать их на противень для дальнейшего выпекания в духовом шкафу. Можно научить детей вырезать из теста различные формы (круглую, треугольную, квадратную), используя стаканы, ложки, готовые металлические формы. Можно из круглых форм теста делать смайлики с улыбками. Можно научить делать печенье с пожеланиями. Сделать такое печенье традиционным и выпекать на каждый праздник.
Можно испечь один большой насыпной пирог. В приготовлении его дети могут размазывать ложками начинку, распределять верхние кусочки теста.
Можно учить детей лепить маленькие вареники или пельмени. Начинку, конечно же, важно обсудить с детьми. Можно предлагать на выбор: «Ты будешь лепить с творогом или вишней?», «Ты будешь лепить с этой или этой начинкой?».
Лепка из глины. Глина – это очень интересный материал, из которого можно слепить различные функциональные предметы для дома. К лепке из глины лучше приступать, когда ребенок уже знаком с тестом и пластилином, действует с ними уверенно.
Что же можно лепить из глины?
- Круглые подставки для маленьких свечей-таблеток
- Подставка для ложки на кухне
- Подставка для ручек и карандашей
- Подставка для телефона
- Фиксаторы для штор
- Брошки и колечки
- Фишки для настольных игр, игральные кубики
- Магниты на холодильник для записок
- Магниты для коллажа на магнитной доске
- Пилюли и бутылочки с микстурами для куклы-врача
- Маленькие брусочки для строительства домиков (для различных театрализаций)
- Кулинарные блюда для игрушек
- Подарочные тарелочки
- Если есть гончарный круг, то взрослый лепит вазы и чашки, а дети их украшают природными материалами
Список изделий можно продолжать и дальше, главное, что все это можно использовать в быту и дальнейших сюжетных играх с детьми.
Лепка из глины – это хороший способ отдыха, смены деятельности и развития мелкой моторики. Глина весьма податливый, послушный и пластичный материал. Она пробуждает чувство радости, активизируя тактильные ощущения. С помощью мастер-классов по лепке с детьми вы можете изготовить подарки на разные праздники.
Просмотр диафильмов. В комнате темно, уютный вечер. Участники квартирника могут расположиться на полу, на диване, в кресле – как удобно. Луч света можно направить на стену или на потолок. Сама ситуация располагает к спокойной деятельности. Можно слушать голос близкого человека и наблюдать спокойную смену картинок.
Прежде, чем просматривать диафильмы, детей надо подготовить к такой деятельности. Необходимо рассмотреть фильмоскоп, покрутить ручку, пооткрывать и позакрывать коробочки с пленками. Посмотреть при включенном свете на световой луч фильмоскопа. А далее необходимо сделать знакомым затемненное помещение, чтоб не провоцировать испуг детей. Можно поиграть в игру «День – Ночь», в которой, то включается, то выключается свет. И только потом приступать к просмотру диафильмов.
Чем интересен просмотр диафильмов?
На каждом кадре можно задерживаться так долго, как того хочется детям. Вспомнился собственный фильмоскоп, читать научилась именно по диафильмам. Уж очень хотелось прочитать имя медвежонка или кротика, изображенных на пленке. Помню, как перекручивались пленки то вперед, то назад, любовалась иллюстрациями. Можно вместе с детьми обсудить увиденное-услышанное и придумать что-то свое. Диафильм дарит ребенку удивительную возможность – почувствовать себя соавтором сказки или рассказа - ведь можно читать самому и домысливать. А есть специальные сказки, в которых нарисован только сюжет, а текста нет, таким образом, ребенок сам рассказывает сказку, рассматривая картинки.
Диафильмы помогают детям развивать воображение, образное и логическое мышление, эмоциональную сферу. Диафильмы, а большинство из них – это сказки, учат понимать, что такое хорошо, и что такое плохо, что такое добро и что такое зло. Сама ситуация располагает к развитию активного внимания – ведь в комнате темно, видно только луч фильмоскопа. Ребенок приобретает самое важное коммуникативное умение – умение слушать.
Диафильмы написаны простым и понятным для ребенка языком, именно поэтому дети случают эти сказки с большим вниманием. Каждый кадр нарисован профессиональным художником – поэтому и персонажи на них такие яркие, запоминающиеся и душевные. Такие просмотры вызывают у ребенка положительные эмоции, чувство радости и защищенности.
Вот таким примерными видами деятельности можно разнообразить привычный ход квартирников и продолжать получать удовольствие от совместного проведения времени.