3.7. Уборщик служебных помещений [16,17,24].

7.1. Общие положения для профориентации.

Область профессиональной деятельности - выполнение работ по уборке служебных помещений, коридоров, лестниц, туалетных комнат.

Объекты профессиональной деятельности:

  • стены, полы, окна, двери, мебель служебных помещений, коридоров, лестниц, туалетных комнат,
  • уборочный инвентарь,
  • моющие, дезинфицирующие и чистящие средства,
  • технологические процессы разных видов уборки и санитарной обработки служебных помещений.

Требования к результатам предпрофессионального обучения:

  • понимание сущности и значимости профессии «уборщик служебных помещений», проявление устойчивого интереса,
  • организация собственной деятельности,исходя из цели и способов достижения ожидаемых результатов,
  • организация собственной деятельности с соблюдением правил санитарии и гигиены, личной гигиены, техники безопасности,
  • осуществление контроля и коррекции собственной деятельности, оценка результатов деятельности,
  • работа в команде, общение со сверстниками, руководством в уважительной и вежливой форме,
  • владение трудовыми действиями: подготовка к выполнению уборочных работ в служебных помещениях, удаление пыли, подметание, влажная уборка вручную и с помощью машин и приспособлений пола, стен, окон, дверных блоков, перил, предметов мебели.

 

  • Профильные виды деятельности.

7.2.1. Знания, необходимые для выполнения трудовых действий.

  • знание назначения, устройства и правил эксплуатации предметов уборочного инвентаря (уборочные тележки, швабры, тряпки, щетки, ведра, телескопические швабры и щетки, веники, совки, ершики, губки, мусорные корзины, антистатический собиратель пыли, щетка для пыли с телескопической ручкой, магнитная щетка для мойки окон и др.), клининговое оборудования (пылесосы, моющие пылесосы, полотеры),
  • знание назначения моющих, дезинфицирующих и чистящих средств для осуществления уборки,
  • определение моющих, дезинфицирующих и чистящих средств, их дозировка для осуществления процесса мойки и чистки,
  • знание правил хранения моющих, дезинфицирующих и чистящих средств,
  • знание технологических процессов мытья и чистки вручную и с помощью клинингового оборудования,
  • знание правил ухода за уборочным инвентарем и клининговым оборудованием,
  • знание требований, предъявляемых к качеству выполняемых работ,
  • знание правил санитарии и личной гигиены, пожарной и технической безопасности.

 

7.2.2. Подготовка к работе с соблюдением правил санитарии и личной

гигиены.

  • подготовка специальной одежды (халат/фартук, перчатки, головной убор, удобная обувь), мытье рук,
  • подготовка уборочного инвентаря и клинингового оборудования

к использованию,

  • подготовка моющих, дезинфицирующих и чистящих средств для осуществления планируемых трудовых действий.

 

7.2.3. Подметание пола.

  • определение участка уборки,
  • сметание мусора в определенное место,
  • заметание мусора на совок,
  • высыпание мусора в ведро для мусора.

 

7.2.4. Уборка пола (коврового покрытия) с помощью пылесоса.

  • определение участка уборки,
  • подготовка пылесоса к работе (разматывание шнура, насадка съемных деталей, установка мешка для мусора) и установка регулятора мощности,
  • включение пылесоса и чистка поверхности пола (коврового покрытия),
  • выключение пылесоса и отсоединение съемных деталей,

 

7.2.5. Уборка пола с помощью полотера.

  • определение участка уборки,
  • подготовка полотера к работе (установка полировальных падов, мешка для пыли),
  • включение полотера и натирание поверхности пола,
  • выключение полотера и отсоединение съемных деталей.

 

7.2.6. Мытье пола с помощью швабры.

  • определение участка уборки,
  • подметание пола перед мытьем,
  • наполнение ведра водой и добавление моющего средства,
  • намачивание и отжимание тряпки,
  • мытье поверхности пола,
  • выливание использованной воды и просушивание тряпки.

 

7.2.7. Мытье пола (коврового покрытия) с помощью моющего пылесоса.

  • определение участка уборки,
  • подготовка пылесоса к работе (разматывание шнура, насадка съемных деталей, добавление воды в резервуар) и установка регулятора мощности,
  • включение пылесоса и чистка поверхности пола (коврового покрытия),
  • выключение пылесоса и отсоединение съемных деталей,
  • высушивание поверхности пола (коврового покрытия) с помощью специальной насадки.

 

7.2.8. Мытье пола с помощью паровой швабры.

  • определение участка уборки,
  • наливание воды в резервуар и установка регулятора пара,
  • включение паровой швабры и мытье пола паром,
  • выключение паровой швабры и просушка швабры.

 

7.2.9. Мытье стен, дверей, перил.

  • определение участка уборки,
  • наполнение емкости водой и добавление моющего средства,
  • мытье стен, дверей, перил тряпками, губками, щетками водой с добавлением моющего средства,
  • наливание чистой воды в емкость и протирание поверхностей,
  • выливание использованной воды и просушивание тряпок, губок и т.п.

 

7.2.10. Мытье и чистка мебели.

  • вытирание поверхности мебели влажной тряпкой,
  • вытирание поверхности мебели сухой тряпкой,
  • мытье поверхности мебели (например, столешницы, ножек, боковых стенок стола),
  • протирание мягкой мебели влажной тряпкой,
  • чистка мягкой мебели с помощью пылесоса.

 

7.2.11. Мытье окон.

  • определение участка уборки,
  • наполнение емкости водой и добавление моющего средства,
  • мытье и вытирание рамы,
  • мытье и вытирание подоконника,
  • мытье и вытирание стекла тряпкой или протирание щеткой для мытья стекол,
  • выливание использованной воды и просушивание тряпки, щетки,
  • нанесение на стекло специального средства для мытья стекол и протирание стекла тряпкой.

 

7.2.12. Уборка туалетных комнат.

  • собирание мусора из урн и вставление новых мусорных пакетов,
  • мытье и чистка унитазов и писсуаров (нанесение дезинфицирующих средств на внутреннюю поверхность унитаза/писсуара, чистка унитаза/писсуара спустя некоторое время в соответствии с инструкцией), сливного бачка,
  • мытье и чистка раковин, смесителей, кранов, емкостей для мыла, держателей для полотенец,
  • мытье стен, дверей, дверных ручек,
  • размещение рулонов туалетной бумаги в держатели (настенные, напольные),
  • размещение бумажных полотенец в диспенсерах,
  • наливание жидкого мыла в диспенсеры,
  • наливание дезинфицирующего средства в держатель для ершика,
  • мытье пола,
  • дезинфекция уборочного инвентаря и размещение в отдельно выделенном шкафу.

 

7.2.13. Поддержание порядка в помещениях.

  • сбор мусора из мусорных корзин и вынос его в контейнеры для мусора
  • слежение за работой ламп и светильников в туалетных комнатах,
  • своевременная замена рулонов туалетной бумаги и бумажных полотенец в туалетных комнатах, долив жидкого мыла в диспенсеры,
  • слежение за чистотой коридоров, лестниц и своевременная уборка.

 

  • Рекомендации.

Выбор трудовых действий осуществляется с учетом психофизических особенностей подростков. Данный трудовой профиль не рекомендован людям с эпилепсией. Выполнение трудовых действий доступно при наличии следующих навыков: планирования и осуществления собственной деятельности в соответствии с целью и способами достижения результата, владения приемами мытья и чистки разных поверхностей.

Разнообразие особенностей развития обучающихся с ТМНР требует особого подхода к организации трудовой деятельности.

Многим обучающимся с ТМНР может потребоваться помощь в планировании собственных действий уборки в большом помещении с мебелью. Наличие алгоритма действий поможет им успешно справиться с организацией собственной деятельности без участия сопровождающего.

Необходимо учитывать особенности слухового восприятия. Например, если у подростка наблюдается гиперсинзетивность к громким и резким звукам, то во время работы пылесоса, полотера могут быть использованы защитные наушники.

Обучающимся с ТМНР, имеющим нарушения эмоционально-волевой сферы, при наличии проблемного поведения может потребоваться сопровождение при мытье стекол, зеркал.

Обучающимся с нарушением слуха требуется визуальная поддержка при осуществлении технологических процессов. Это может быть жест, визуальная инструкция, образец действия.

Обучающимся, которые испытывают трудности с удержанием равновесия, потребуется помощь сопровождающего при мытье лестниц. Использование швабр с регулируемыми ручками, магнитных щеток для мытья окон, уборочных наборов, содержащих приспособления для отжима тряпки, беспроводных пылесосов помогут обучающимися с нарушениями двигательных функций выполнять определенные трудовые действия без участия сопровождающего.

Создание специальных условий позволяет обучающимся с ТМНР выполнять доступные трудовые действия. В помещении, где находятся моющие и дезинфицирующие средства, уборочный инвентарь и клининговое оборудование используют маркировку мест хранения, которая помогает ориентироваться в помещении и находить нужные материалы. Для работы с дезинфицирующими средствами должны быть предусмотрены средства индивидуальной защиты (защитные очки, респираторы).

Технологические процессы разных видов уборки осуществляются с использованием наглядно представленных алгоритмов.

Для выполнения трудовых действий обучающимися с ТМНР могут использоваться щетки и совки (для уборки мусора) с длинными ручками, дополнительные насадки для предметов уборочного инвентаря, содержащих ручки, с целью корректировки их толщины и формы.