3.3. Овощевод [39,48,51,53,60,63]

3.1. Общие положения для профориентации.

Область профессиональной деятельности - выполнение работ по производству и первичной переработке продукции овощных культур.

Объекты профессиональной деятельности:

  • овощные культуры, их сорта, семена, посадочный материал и товарная продукция,
  • почва и ее удобрение,
  • сельскохозяйственный инвентарь,
  • технологические процессы производства и первичной обработки продукции овощных культур.

Требования к результатам предпрофессионального обучения:

  • понимание сущности и значимости профессии «овощевод», проявление устойчивого интереса,
  • организация собственной деятельности,исходя из цели и способов достижения ожидаемых результатов,
  • организация собственной деятельности с соблюдением правил техники безопасности,
  • осуществление контроля и коррекции собственной деятельности, оценка результатов деятельности,
  • работа в команде, общение со сверстниками, руководством в уважительной и вежливой форме,
  • владение трудовыми действиями: подготовка почвы к посеву и посадке овощных культур, подготовка посадочного материала, проведение мероприятий по защите растений от вредителей, болезней, сорняков; сбор урожая, транспортировка к месту хранения, подготовка к хранению.

 

3.2. Профильные виды деятельности.

3.2.1. Знания, необходимые для выполнения трудовых действий.

  • знание назначения, строения предметов сельскохозяйственного инвентаря (ведра, мотыги с ручками разной длины, лопаты с ручками разной длины, грабли с ручками разной длины, лейки разной величины, шланги, опрыскиватели для растений, тачки, штыревые удалители сорняков),
  • знание овощных культур, их сортов,
  • знания, необходимые для подготовки почвы,
  • знание технологических процессов производства и первичной обработки продукции овощных культур.

 

  • Подготовка к работе с соблюдением правил санитарии и личной

гигиены, технической безопасности.

  • подготовка специальной одежды к использованию (халат/фартук, удобная обувь, защитный костюм, комбинезон, головной убор, перчатки), мытье рук,
  • подготовка и подбор сельскохозяйственного инвентаря к выполнению трудовых действий,
  • подготовка удобрения, компоста для улучшения структуры почвы и питания растений.

 

  • Подготовка почвы к работе.
  • перекапывание земли,
  • удаление камней, корней и мусора,
  • формирование грядок,
  • разметка земли,
  • выкапывание ямок/лунок для посадки семян и рассады.

 

  • Посадка растений.
  • подготовка семян к посеву (сортировка, замачивание семян, дезинфекция семян в марганцовке) и посев семян для выращивания рассады,
  • выполнение технологических операций по уходу за рассадой овощных культур (полив посадочного материала, пикировка растений),
  • высаживание рассады овощных культур (доставка рассады к месту высаживания, внесение удобрения, компоста перед посадкой; размещение растения в ямке/лунке, засыпание землей),
  • высаживание семян овощных культур (размещение семян в ямках/лунках, засыпание землей).

 

  • Уход за растениями.
  • полив растений (лейкой, шлангом с мелким разбрызгивателем),
  • рыхление почвы и окучивание растений (с использованием мотыги, плоскореза),
  • прополка растений (выдергивание сорняков, складывание в ведро),
  • опрыскивание растений (увлажнение водой),
  • проведение мероприятий по защите растений от вредителей и болезней (подкормка удобрениями),
  • подвязывание веток, плетей растений,
  • удаление сухих листьев.

 

  • Сбор урожая овощных культур.
  • выкапывание овощей (картофель, морковь, редис и др.),
  • срезание овощей (капуста, укроп, кабачки и др.),
  • снимание овощей с веток (огурцы, помидоры и др.),
  • транспортировка овощей к месту хранения.

 

  • Товарная обработка урожая овощных культур, подготовка к хранению.
  • очищение овощей от земли,
  • обрезка ботвы,
  • просушивание овощей,
  • сортировки овощей (по качеству, по размерам и др.),
  • упаковка и раскладывание овощей по местам хранения.

 

  • Проведение послеуборочных работ.
  • уборка ботвы, плетей (складывание в ведро, в место сбора мусора),
  • перекапывание земли,
  • чистка и мытье сельскохозяйственного инвентаря по окончании работы,
  • уборка сельскохозяйственного инвентаря в места хранения.

 

  • Поддержание порядка в местах хранения сельскохозяйственного

инвентаря.

  • уход за сельскохозяйственным инвентарем (мытье, протирание и сушка предметов сельскохозяйственного инвентаря),
  • подметание и мытье пола.

 

  • Рекомендации.

Выбор трудовых действий осуществляется с учетом психофизических особенностей подростков. Выполнение трудовых действий доступно при наличии следующих навыков: планирования и осуществления собственной деятельности в соответствии с целью и способами достижения результата, владения приемами работы с сельскохозяйственным инвентарем, оборудованием.

Разнообразие особенностей развития обучающихся с ТМНР требует особого подхода к организации трудовой деятельности.

Использование перчаток поможет подростку спокойнее реагировать на соприкосновение с почвой, семенами, различными растениями.

Обучающимся с ТМНР, имеющим нарушения эмоционально-волевой сферы, при выполнении трудовых действий, связанных с использованием сельскохозяйственного инвентаря и оборудования, может потребоваться сопровождение при наличии проблемного поведения, например, когда неспешность выполнения трудовых действий является причиной агрессивных действий обучающегося по отношению к более успешным сверстникам.

Обучающимся с нарушением слуха требуется визуальная поддержка при выполнении трудовых действий. Это может быть жест, визуальная инструкция, образец действия.

Нарушения двигательных функций, нарушения зрения могут затруднять или делать невозможным выполнение отдельных трудовых действий (формирование грядок, транспортировка урожая и др.). В этих случаях обучающимся, в первую очередь, предлагают выполнение трудовых действий, не требующих участия сопровождающего, например, очищение овощей от земли, складывание в тару отсортированных овощей и т.п.

Создание специальных условий позволяет обучающимся с ТМНР выполнять доступные трудовые действия. При использовании ограничителей (ярких лент, досок, веревок) обучающиеся с нарушением зрения смогут перекапывать определенный участок земли, формировать грядку, пропалывать землю. Наличие дополнительных ориентиров (например, камушков) поможет им в нужных местах выкапывать ямки/лунки для посадки семян и рассады.

При наличии скамеечек-перевертышей, досок на колесах, на которых можно в положении сидя выполнять трудовые действия, перемещаться по огороду, обучающиеся с ТМНР, испытывающие затруднения при передвижении, удержании равновесия, смогут рыхлить землю, пропалывать сорняки, собирать овощи и т.д.

Для повышения функциональных возможностей и самостоятельности используемый сельскохозяйственный инвентарь должен соответствовать особенностям восприятия обучающихся, их двигательным возможностям и т.д. Например, если обучающемуся трудно рыхлить землю, присев на корточки, ему предлагают мотыгу с длинной ручкой; если трудность вызывает удержание тяжелого ведра, тяжелых граблей, то обучающемуся предлагают инвентарь, изготовленный из облегченного материала; если толщина ручки предметов сельскохозяйственного инвентаря неудобна для удержания, то используют дополнительные насадки для корректировки толщины и формы ручки.

Обучающиеся с ТМНР при выполнении сельскохозяйственных работ пользуются наглядно представленными технологическими процессами производства и первичной обработки продукции.