Приложение 6. Положение «О деятельности психолого-педагогического консилиума»
ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА
- Общие положения
1.1. Настоящее положение регламентирует деятельность психолого-педагогического консилиума образовательной организации (далее - ОО), по обеспечению психолого-педагогического и социального сопровождении, созданию и реализации специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), в том числе детей с инвалидностью.
1.2. Психолого-педагогический консилиум (далее – ППк) создается в соответствии с распоряжением Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации".
1.3. Психолого-педагогический консилиум в своей деятельности руководствуется локальными нормативными актами, уставом образовательной организации, образовательной программой учреждения и другими действующими законодательными актами в сфере образования, защиты прав детей, а также настоящим положением.
1.4. Общее руководство ППк возлагается на руководителя образовательной организации.
1.5. ППк является формой взаимодействия руководящих и педагогических работников образовательной организации, объединяющихся с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Деятельность ППк направлена на решение задач обеспечения специальных образовательных условий и организации им квалифицированной психолого-педагогической, индивидуально ориентированной помощи специалистов разного профиля, исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей ребенка, особых образовательных потребностей.
- Цель и задачи
2.1. Целью ППк является обеспечение диагностико-консультативного, психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся в соответствии с особыми образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и психологического здоровья обучающихся. Консилиум обеспечивает комплексное сопровождение детей с ОВЗ, в том числе детей с инвалидностью, находящихся в образовательной организации: выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психологическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной помощи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей; разработка и реализация для них индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечение специальных образовательных условий (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), специальных коррекционных мероприятий, обеспечивающих компенсацию нарушения, интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими адаптированной основной образовательной программы.
2.2. Задачами деятельности консилиума являются:
- Консолидация усилий специалистов различного профиля для оказания квалифицированной комплексной помощи обучающимся и консультационной поддержки родителям и педагогам образовательной организации.
- Организация и проведение комплексного изучения личности и развития ребенка с использованием диагностических методик психологического, логопедического, дефектологического и педагогического обследования с целью определения индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуализации содержания специальных образовательных условий.
- Разработка рекомендаций по оптимизации образовательного процесса и рекомендаций для учителя в целях обеспечения индивидуального подхода в обучении, индивидуализации специальных образовательных условий.
- Разработка рекомендаций по организации комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся.
- Выбор дифференцированных педагогических условий при организации коррекционно-развивающего образовательного процесса, необходимых для максимальной компенсации нарушения и адаптации обучающихся с ОВЗ, создание и реализация рекомендованных ПМПК специальных образовательных условий для получения образования.
- Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ОВЗ, как компонента адаптированной образовательной программы, в соответствии с рекомендациями ПМПК.
- Отслеживание динамики в психологическом и психофизическом развитии обучающихся и оценка эффективности реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
- Выявление обучающихся с трудностями в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы; нуждающихся в уточнении индивидуального образовательного маршрута и специальных образовательных условий, с последующими рекомендациями об изменении/уточнении специальных условий обучения и воспитания в ПМПК.
- Подготовка пакета документов и оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям) для проведения процедуры обследования на ПМПК.
- Консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся, содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных образовательных условий.
- Организация профессионального взаимодействия специалистов в образовательной организации.
- Контроль за выполнением рекомендаций ППк.
- Организация деятельности ППк
3.1. ППк создается на базе Организации любого типа независимо от ее организационно-правовой формы приказом руководителя Организации.
Для организации деятельности ППк в Организации оформляются:
приказ руководителя Организации о создании ППк с утверждением состава ППк;
положение о ППк, утвержденное руководителем Организации.
3.2. ППк возглавляет председатель, назначаемый приказом директора образовательной организации.
В состав ППк входят: председатель консилиума, заместитель председателя из числа административно-управленческого персонала образовательной организации, педагогические работники необходимой квалификации (учителя, учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, социальные педагоги), ответственный секретарь, выбираемый из числа членов ППк.
В дополнительный состав консилиума могут включаться специалисты, педагоги, не включенные в основной состав и ведущие коррекционную работу и обучение тех обучающихся, которым редоставляется психолого-педагогическое сопровождение.
- Функции ППк включают:
- проведение комплексного обследования обучающегося;
- комплексный анализ образовательной ситуации обучающегося;
- мониторинг психофизических особенностей обучающихся с целью определения результативности коррекционной работы и психолого-педагогического и социального сопровождения;
- обеспечение специальных образовательных условий обучающимся с ОВЗ;
- проведение плановых и внеплановых заседаний ППк;
- подготовка рекомендаций на обучающихся;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) и педагогам образовательного учреждения;
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов обучающегося с ОВЗ.
3.4. В ППк ведется документация согласно приложению 1.
3.5. Ответственность за организацию и результаты деятельности консилиума возлагается на уполномоченное лицо.
- Формирование коллегиального заключения.
4.1. На заседании ППк обсуждаются результаты, полученные в ходе обследования, сопоставляются результаты диагностики специалистов разного профиля, составляются коллегиальные рекомендации. Коллегиальные рекомендации содержат информацию об уровне психофизического, личностного и социального развития ребенка, характеризуют успешность усвоения программного материала и намечают основные направления специализированной помощи, обобщают частные рекомендации специалистов. Протокол и коллегиальные рекомендации ППк подписываются председателем и членами ППк (Приложение 2,3).
Коллегиальное заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного обучающегося
4.2. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в день проведения заседания.
4.3. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников, работающих с данным обучающимся, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения заседания.
4.4. Родители (законные представители) информируются о выводах ППк, проводится консультирование по вопросам создания специальных условий обучения, воспитания, а при необходимости в уточнении/ изменении индивидуального образовательного маршрута и/или специальных образовательных условий с рекомендациями о необходимости обращения в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).
В случае несогласия родителей (законных представителей) с решением консилиума о необходимости прохождения обследования на ПМПК, родители выражают свое мнение в письменной форме в соответствующем разделе заключения ППк, а образовательный процесс осуществляется по ранее определенному образовательному маршруту в соответствии с соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
4.5. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПК и могут включать в том числе:
- разработку индивидуального образовательного маршрута;
- разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
- адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
- предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую помощь, в том числе на период адаптации обучающегося в образовательной организации / учебную четверть, полугодие, учебный год / на постоянной основе.
- индивидуализацию содержания специальных образовательных условий в рамках компетенции образовательной организации;
- установление дополнительного выходного дня на основании медицинского заключения;
- снижение объема задаваемой на дом работы.
- Режим деятельности ППк
5.1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом Организации на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся и отражается в графике проведения заседаний.
5.2. Заседания подразделяются на плановые и внеплановые.
5.3 Плановые заседания проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже одного раза в полугодие, для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
5.9. Председателем ППк утверждается график проведения консилиумов, который составляется на учебный год.
5.10. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами участников образовательных отношений на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся.
Специалистам ППк за увеличение объема работ устанавливается доплата, размер которой определяется Организацией самостоятельно.
- Проведение обследования
6.1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого обучающегося.
6.2. Обследование обучающегося специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников Организации с письменного согласия родителей (законных представителей) (Приложение 4).
6.3. Секретарь ППк по согласованию с председателем ППк заблаговременно информирует членов ППк о предстоящем заседании ППк, организует подготовку и проведение заседания ППк.
6.4. На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций обучающемуся назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель, воспитатель или другой специалист. Ведущий специалист представляет обучающегося на ППк и выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при необходимости).
6.5. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк.
6.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации обучающегося.
- Обязанности и права членов ППк
7.1. Специалисты ППк имеют право:
- вносить предложения по обеспечению профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок у обучающихся, организации комфортного психоэмоционального режима, созданию здоровьесберегающей образовательной среды;
- вносить предложения по совершенствованию деятельности консилиума;
- рекомендовать выбор индивидуального образовательного маршрута ребенка;
- рекомендовать индивидуализацию специальных образовательных условий;
- выбирать и использовать коррекционные приемы и методические средства в рамках своей профессиональной компетенции и квалификации.
7.2. Специалисты ППк обязаны:
- принимать участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
- предоставлять сведения о сопровождаемом ребенке, об изменениях в состоянии развития ребенка в процессе реализации рекомендаций;
- руководствоваться в своей деятельности профессиональными, этическими принципами, нравственными нормами;
- сохранять конфиденциальность сведений;
- выступать в защиту прав и интересов детей и их родителей (законных представителей).
- Права и обязанности родителей (законных представителей)
8.1. Родители (законные представители ребенка) имеют право:
- присутствовать на диагностических заседаниях ППк при обследовании ребенка специалистами;
- принимать участие, высказывать свое мнение при обсуждении результатов обследования ребенка;
- участвовать в обсуждении специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью (в соответствии с ИПР/ИПРА и рекомендациями ПМПК);
- получать консультации специалистов консилиума по вопросам обследования, сопровождения, обучения, в том числе информацию о своих правах и правах детей в рамках деятельности консилиума.
- Родители (законные представители) обязаны:
- следовать рекомендациям консилиума (в ситуации согласия с его решением);
- обеспечить присутствие ребенка на занятиях специалистов, в случае необходимости приводить ребенка на занятия в соответствии с согласованным расписанием, не пропускать занятия без уважительной причины.
Приложение 6.1
Документация ППк
- Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк;
- Положение о ППк;
- График проведения плановых заседаний ППк на учебный год;
- Журнал учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк по форме:
N | Дата | Тематика заседания* | Вид консилиума (плановый/внеплановый) |
- Журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического консилиума по форме:
N п/п |
ФИО обучающегося, класс/группа | Дата рождения | Инициатор обращения | Повод обращения в ППк | Коллегиальное заключение | Результат обращения |
- Протоколы заседания ППк;
- Карта развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое сопровождение (В карте развития находятся результаты комплексного обследования, характеристика или педагогическое представление на обучающегося, коллегиальное заключение консилиума, копии направлений на ПМПК, согласие родителей (законных представителей) на обследование и психолого-педагогическое сопровождение ребенка, вносятся данные об обучении ребенка в классе/группе, данные по коррекционной-развивающей работе, проводимой специалистами психолого-педагогического сопровождения. Карта развития хранится у председателя консилиума и выдается руководящим работникам ОО, педагогам и специалистам, работающим с обучающимся).
- Журнал направлений обучающихся на ПМПК по форме:
N п/п |
ФИО обучающегося, класс/группа | Дата рождения | Цель направления | Причина направления | Отметка о получении направления родителями |
Получено: далее перечень документов, переданных родителям (законным представителям) | |||||
Я, ФИО родителя (законного представителя) пакет документов получил(а). "__" ________ 20___ г. Подпись: Расшифровка: _________ |
Приложение 6.2
Шапка/официальный бланк ОО |
Протокол заседания психолого-педагогического консилиума
наименование ОО
N ____ от "____" ____________ 20___ г.
Присутствовали: И.О. Фамилия (должность в ОО, роль в ППк), И.О. Фамилия (мать/отец ФИО обучающегося).
Повестка дня:
- ...
- ...
Ход заседания ППк:
- ...
- ...
Решение ППк:
- ...
- ...
Приложения (характеристики, представления на обучающегося, результаты продуктивной деятельности обучающегося, копии рабочих тетрадей, контрольных и проверочных работ и другие необходимые материалы):
- ...
- ...
Председатель ППк _______________________________ И.О. Фамилия
Члены ППк:
И.О. Фамилия
И.О. Фамилия
Другие присутствующие на заседании:
И.О. Фамилия
И.О. Фамилия
Приложение 6.3
Шапка/официальный бланк ОО |
Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума
(наименование образовательной организации)
Дата "____" ____________ 20___ года
Общие сведения
ФИО обучающегося: | |
Дата рождения обучающегося: | Класс/группа: |
Образовательная программа: | |
Причина направления на ППк: |
Коллегиальное заключение ППк
(выводы об имеющихся у ребенка трудностях (без указания диагноза) в развитии, обучении, адаптации (исходя из актуального запроса) и о мерах, необходимых для разрешения этих трудностей, включая определение видов, сроков оказания психолого-медико-педагогической помощи. |
Рекомендации педагогам |
Рекомендации родителям |
Приложение: (планы коррекционно-развивающей работы, индивидуальный образовательный маршрут и другие необходимые материалы):
Председатель ППк ______________________________ И.О. Фамилия
Члены ППк:
И.О. Фамилия
И.О. Фамилия
С решением ознакомлен(а) _________________/_______________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)
С решением согласен(на) _________________/________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)
С решением согласен(на) частично, не согласен(на) с пунктами: __________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________/________________________________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)
Приложение 6.4
Согласие
родителей (законных представителей) обучающегося на проведение психолого-педагогического обследования специалистами ППк
Я, ______________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(номер, серия паспорта, когда и кем выдан)
являясь родителем (законным представителем) _____________________________
(нужное подчеркнуть)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(ФИО, класс/группа, в котором/ой обучается обучающийся,
дата (дд.мм.гг.) рождения)
Выражаю согласие на проведение психолого-педагогического обследования.
"__" ___________ 20___ г. /________________/_____________________________
(подпись) (расшифровка подписи)