Приложение 1

 

Процедура и инструкция: экспериментатор проводит предварительную разъяснительную беседу по содержанию и правилам заполнения бланков индивидуального анкетирования, а затем предлагает родителям (чаще матери) ответить на сформулированные в анкете вопросы: «Внимательно прочтите вопросы, выберите наиболее подходящий, по вашему мнению, вариант ответа и отметьте соответствующий пункт, обозначенный буквой».

Анкета для родителей.

  1. Как часто Вы понимаете своего ребенка?
  • Всегда понимаю.
  • Часто понимаю.
  • Недостаточно часто понимаю.
  1. Как общается ребенок?
  • Использует слова, звуки.
  • Использует мимику, жесты.
  • Использует крик, плач.
  1. Когда ребенок плачет?
  • Когда имеет для этого веские основания (плохое самочувствие, ощущение дискомфорта).
  • Иногда по непонятным причинам.
  • Часто без видимых причин.
  1. Какие жесты использует ребенок для общения?
  • Кивает головой в знак согласия и несогласия.
  • Указательный жест.
  • Разные, но их трудно понять.
  1. Легко ли ребенок вступает в контакт со взрослыми?
  • Легко во всех ситуациях. Общение устойчиво.
  • Преимущественно в ситуациях специально организованного общения (занятие, совместная игра).
  • Крайне затруднено.
  1. Проявляет ли ребенок инициативу в общении со взрослыми?
  • Самостоятельно инициирует общение, часто вступает во взаимодействие.
  • Чаще инициирует общение для решения каких-либо проблемных ситуаций (бытовых, игровых).
  • Крайне пассивен, предпочитает находиться в отдалении.
  1. Легко ли вступает ребенок в контакт с незнакомыми или малознакомыми людьми?
  • Чаще не испытывает затруднений.
  • Нуждается в присутствии близкого взрослого.
  • Избегает общения, проявляет скованность, тревожность.
  1. Как реагирует ребенок на общение других детей?
  • Пытается общаться с другими детьми доступными средствами.
  • Наблюдает за тем, как общаются другие дети.
  • Не испытывает интереса к общению других детей.
  1. Легко ли преодолевает ребенок возможные помехи в общении?
  • Самостоятельно пытается устранить помехи, проявляет гибкость в общении.
  • Требуется поддержка взрослого.
  • Чаще безразличен к возникновению помех в общении, не пытается их устранить.
  1. Каково эмоциональное отношение ребенка к установлению контакта с взрослым?
  • Доминируют положительные эмоции в процессе общения, желание его продолжить.
  • Чаще нейтрален по отношению к собеседнику.
  • Эмоциональный настрой с элементами негативизма, агрессии.
  1. Как Ваш ребенок играет?
  • Участвует в совместной игре с близкими и другими взрослыми.
  • Предпочитает играть с матерью, другими членами семьи.
  • Не вовлекается во взаимодействие с близкими.
  1. Проявляет ли Ваш ребенок сочувствие к другим людям?
  • Да, по отношению к взрослым и детям.
  • Избирательно, чаще по отношению к близкому взрослому.
  • Не проявляет; иногда неосознанно дублирует эмоциональные реакции окружающих (смех, радость, страх и др.).
  1. Как часто Вы проявляете настойчивость в попытках понять своего ребенка?
  • Всегда, сколько бы времени для этого ни понадобилось.
  • До того момента, когда это возможно делать, не раздражаясь и не повышая голоса.
  • Я и так хорошо знаю, что ему необходимо в данный момент
  1. При каком условии Ваше общение с ребенком станет лучше, чем в настоящий момент?
  • При условии овладения новыми навыками общения с ним.
  • При условии наличия большего количества времени для общения.
  • При условии появления у ребенка возможности речевого общения.

Интерпретация полученных сведений.

Для интерпретации данных анкетирования производится сравнительная количественная оценка выбранных ответов.

Превалирование выбранных в качестве ответов пунктов А свидетельствует о высоком уровне компетентности родителя/близкого взрослого в вопросах, связанных с коммуникативным взаимодействием с ребенком.

Превалирование выбранных в качестве ответов пунктов Б свидетельствует о среднем уровне компетентности родителя/близкого взрослого в вопросах, связанных с коммуникативным взаимодействием с ребенком.

Превалирование выбранных в качестве ответов пунктов В свидетельствует о низком уровне компетентности родителя/близкого взрослого в вопросах, связанных с коммуникативным взаимодействием с ребенком.