Варианты адаптации контрольно-измерительных материалов для контроля качества обучения обучающихся с ЗПР
Типологические особенности, характерные при задержки психического развития (ЗПР) и обусловленные первичной парциальной недостаточностью центральной нервной системы, определяют необходимость специальной поддержки обучающихся и адаптации форм и методов контроля, оценки результатов их обучения [4, 5, 15].
Последствия негативного воздействия ряда биологических факторов проявляются в нарушениях нейродинамики у детей с ЗПР, их повышенной истощаемости, сниженной умственной работоспособности, слабости регуляции поведения и деятельности. В структуре нарушения при ЗПР дефицитарными, в первую очередь, оказываются познавательная деятельность и регулятивная сфера.
Общими для всех обучающихся с ЗПР характеристиками выступают неустойчивая, чаще пониженная обучаемость, снижение познавательной активности, быстрая истощаемость, низкая работоспособность, замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности, слабость регуляторных процессов, недостаточность произвольной регуляции поведения, эмоций и деятельности. Среди особенностей познавательного развития детей с ЗПР отмечаются снижение скорости восприятия и переработки информации, недостаточная дифференцированность восприятия, сниженный объем памяти, непрочность следов запоминаемого материала и неточность его воспроизведения, трудности пространственно-временной ориентировки, пониженная поисковая активность, склонность к иррациональным способам действий. Мыслительная деятельность недостаточна в словесно-логическом плане и более сохранна в наглядно-образном [4, 5, 10, 15, 32].
Дети с ЗПР испытывают трудности понимания сложных речевых конструкций, что может приводить к неверному толкованию инструкции при самостоятельном прочтении. При восприятии многозвеньевых инструкций они затрудняются определить требуемую последовательность действий, могут опускать отдельные звенья, не видят ее целостности. Речевые нарушения приводят к семантическим трудностям, дети с ЗПР часто не знают лексического значения слова и не могут определить его, опираясь на контекст. В связи с этим часто искаженно понимают смысл инструкции или текста.
Данные особенности учитываются при оценке качества обучения по АООП обучающихся с ЗПР и адаптации контрольно-измерительных материалов при проведении рубежного контроля и промежуточной аттестации [5, 9]. Следует выделить ряд требований, позволяющих адаптировать условия проведения контроля оценки обучения.
- Соблюдение временного режима, оптимального для работоспособности обучающихся с ЗПР. Продолжительность работы и время ее проведения должны предупреждать наступление истощения у детей с ЗПР. Целесообразно предусмотреть проведение релаксации, физминуток, предварительно заложив для них дополнительное время.
- Увеличение времени на выполнение работы, особенно в случаях замедленного темпа ребенка, обусловленного психофизическими особенностями, но не более чем на 20 минут.
- Упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению. Инструкции не должны содержать большого количества малознакомых слов, должны быть понятны и доступны, при необходимости дополнены словами для справки, разъясняющими лексическое значение. Инструкции могут делиться на смысловые части, подкрепляться визуализацией (иллюстрацией и др.)
- Расположение материала на листе должно быть удобным и простым для зрительно-пространственного восприятия. Возможна адаптация формы предъявления, позволяющая сделать акцент на сути задания и облегчающая восприятие.
- Соблюдение комфортной психологической атмосферы: эмоциональная поддержка, щадящая психоэмоциональная обстановка, использование приемов снятия психоэмоционального напряжения.
- Предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию).
- Стимулирование к самоорганизации, концентрации внимания. Присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности. Оказание организующей помощи по распределению времени для выполнения заданий.
- Допустимость использования вспомогательного инструментария: числового ряда, графем, смысловых таблиц, визуальных опор.
Предполагается индивидуализация подходов к форме, содержанию и условиям проведения контроля, которая может включать: дублирование инструкции посредством прочитывания ее педагогом вслух в медленном темпе с интонационным выделением смысловых акцентов, разъяснение инструкции педагогом, возможность организации короткого перерыва (10–15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, индивидуального формата выполнения работы, дополнительной визуальной поддержки в виде смысловых опор.
Иллюстрацией адаптации контроля оценки качества обучения могут быть следующие варианты контрольно-измерительных материалов.
Программа: АООП НОО вариант 7.2, 1 класс 1 года обучения. Учебный предмет – Математика
- Вариант задания контрольно-измерительного материала (без адаптации).
Реши примеры.
2 + 3 = | 6 + 1= |
5 – 4 = | 7 – 2 = |
Адаптированный вариант задания контрольно-измерительного материала.
Реши примеры.
Вспомогательный материал
|
- Вариант задания контрольно-измерительного материала (без адаптации).
Вставь пропущенные числа
Адаптированный вариант задания контрольно-измерительного материала.
Вставь пропущенные числа
Программа: АООП НОО вариант 7.2, 3 класс. Учебный предмет – Русский язык
III. Вариант задания контрольно-измерительного материала (без адаптации).
Прочитай слова:
льдинка, гостья, семья, пень, обувь, пальцы, братья, льет
Раздели эти слова на две группы в зависимости от того, какая орфограмма есть в слове:
Группа 1 ________________________________________________________
Группа 2 ________________________________________________________
Адаптированный вариант задания контрольно-измерительного материала.
- Прочитай слова:
льдинка, гостья, семья, пень, обувь, пальцы, братья, льет
- Определи орфограмму с буквой ь в каждом слове и обозначь ее графически.
- Раздели эти слова на две группы по написанию орфограммы:
Группа 1 ________________________________________________________
Группа 2 ________________________________________________________