В методических рекомендациях описаны особенности оценки качества обучения в инклюзивном образовательном процессе; приведены варианты адаптации контрольно-измерительных материалов для разных нозологических групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (детей с задержкой психического развития, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра, интеллектуальными нарушениями, с тяжелыми множественными нарушениями развития); раскрываются подходы к адаптации системы условий оценки достижений образовательного результата освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.
Методические рекомендации адресованы учителям инклюзивных классов, методистам, кураторам по инклюзивному образованию, заместителю директора, курирующим вопросы контроля качества образования освоения адаптированных основных общеобразовательных программ. Будет полезно специалистам психолого-педагогического сопровождения, студентам учреждений среднего и высшего образования по направлению педагогика, психология.
Введение
Проблема проектирования системы оценки качества образования в инклюзивном образовательном процессе является актуальной для современной практики образовательных организаций, поскольку мало разработана содержательно. Относительно категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), осваивающих адаптированную основную общеобразовательную программу (АООП) в условиях инклюзии, требуется определение адаптированной системы условий проведения оценочных процедур, дифференцированного подхода к оценке достижений образовательных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся, адаптация контрольно-измерительных материалов.
Обязательность создания специальных образовательных условий получения образования обучающимися с ОВЗ (статья 79 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273) определяет и иные условия проведения оценивания. В инклюзивной образовательной организации существует единая парадигма оценки качества образования, но при этом необходима разработка особых компонентов, которые будут отвечать требованиям коррекционно-образовательного процесса и образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ. Особенностью проведения контроля качества обучения в инклюзивном образовательном процессе является необходимость адаптации подходов к оцениванию.
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения адаптированной основной образовательной программы, позволяющие оценивать достижения учащимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. При этом приоритетной является оценка динамики индивидуальных достижений. Очевидной становится потребность проводить корреляцию разных достижений ученика: результативности освоения предметной (в совокупности трех результатов) и коррекционно-развивающей областей, уровня психофизического развития, сформированности личностных результатов и навыков жизненной компетентности, динамики результатов освоения программы коррекционной работы и индивидуальных достижений в познавательном, эмоциональном и личностном развитии ребенка.
В пособии описаны особенности оценки качества обучения в инклюзивном образовательном процессе, приведены варианты адаптации контрольно-измерительных материалов для разных нозологических групп обучающихся с ОВЗ, раскрываются подходы к адаптации системы условий оценки достижений образовательного результата освоения АООП.