Организация учебного дня.
Педагогическая работа с обучающимся направлена на накопление обучающимся опыта конструктивного взаимодействия с взрослыми, детьми, развитие интереса к происходящему, развитие общей и мелкой моторики, сенсомоторной регуляции, использование имеющихся двигательных возможностей для выполнения целенаправленных действий.
Процесс обучения осуществляет с учетом индивидуальных особенностей обучающегося. Занятия включают непродолжительные задания, учитывающие особенности внимания, сосредоточения, работоспособности обучающегося. Для предотвращения эмоциональной перегрузки, быстрой утомляемости, проблемного поведения предлагаемые обучающемуся виды деятельности чередуют по степени психофизической активности, не предъявляют трудных и не понятных заданий. Использование специальных методов и средств обучения делает процесс овладения новыми знаниями, практическими навыками доступным обучающемуся, направленным на результативность обучения.
Организация учебного дня предусматривает занятия со специалистами и организацию ухода и присмотра (режимные моменты). При посещении образовательной организации функцию ухода и присмотра берет на себя образовательная организация. В ситуации надомного обучения, по договоренности с родителями (законными представителями), функционал может быть распределен следующим образом: специалисты проводят занятия, а уход и присмотр осуществляют родители. Формирование навыков самообслуживания может включаться в структуру занятия, проводиться специалистами в режимные моменты (между занятиями).
Для ориентации обучающегося во времени вместе с ним планируют учебный день. Это помогает ему понять, что будет происходить в течение дня и когда надо переходить от одного вида деятельности к другому. В зависимости от доступного ребенку уровня понимания расписание может быть представлено предметами или изображениями (фотографиями, рисунками, пиктограммами).
Вводят расписание дня после проведения подготовительной работы. Первоначально определяют способ обозначения этапов дня, который будет понятен ребенку (если ребенок не различает изображения, то расписание будет представлено предметами). Затем определяют месторасположение расписания (на стене, двери, шкафу и т.п.), которое будет находиться в доступе для ребенка и удобно для использования другим участникам образовательного процесса. Подобрав предметы (графические изображения) к этапам дня (учебного дня), их размещают в расписании.
Речь и альтернативная
Окружающий социальный мир
ИЗО (рисование)
Человек коммуникация
Один из вариантов расписания – расположение графических изображений (предметов) на вертикальной поверхности. Рекомендовано использовать ковролиновые доски, на которых картинки (предметы) прикрепляют с помощью липучек, а также металлические доски, предусматривающие крепление с помощью магнитов.
Те предметы (картинки), которые обозначают уже законченный этап дня, снимаются с поверхности и кладутся в удобно расположенную пластиковую корзинку или коробочку (например, ее можно закрепить внизу вертикального расписания). Если картинки не снимаются с поверхности, то используется стрелочка, которая указывает на текущий или предстоящий вид деятельности.
Расписание может быть в папке.
В этом случае для создания расписания используют папку с кольцами формата А4 или А5, в файлы вставляют листы картона – иногда по 2 – 3 листа в один файл – что позволяет детям с недостаточно развитой моторикой самостоятельно переворачивать страницы. Ребенок должен иметь возможность открепить картинку и взять с собой, переходя к соответствующему виду деятельности. По завершении этапа дня он переворачивает страницу.
Если обучающийся не воспринимает изображения, для работы с ним выбирают тактильно воспринимаемые символы. При составлении предметного расписания используют реальные предметы, их миниатюрные копии. Обучающийся имеет возможность узнавать их при осязании и манипулировать ими.
Реальный предмет, являясь символом, может быть идентичным символом, когда он ничем не отличается от реального предмета, которым пользуется ребенок. Например, ребенок пьет из кружки синего цвета. Точно такая же кружка используется в предметном расписании. Подобным символом может быть кружка другого цвета, другой формы и величины. Если кружка обозначает «завтрак», то ситуативно-связанным с кружкой символом может быть другой предмет посуды.
Примеры предметных символов.
завтрак
занятие
одевание
предметно-практическая деятельность
двигательное развитие
мытье рук