Создание развивающей среды

 

Находясь дома, ребенок пребывает в комфортной для себя среде, когда его окружает привычная обстановка. Рядом находятся близкие взрослые, что дает чувство безопасности и позволяет ребенку проявлять активность и самостоятельность. При этом для дальнейшего расширения возможностей взаимодействия с миром, адаптации и ориентации в разных жизненных ситуациях необходима развивающая среда, которая вызывает временную дезадаптацию. Для преодоления дезадаптации ребенку может потребоваться помощь, кто-то справится с этой ситуацией самостоятельно.   Образовательный процесс должен осуществляться в условиях организованной развивающей среды, способствующей продвижению развития обучающегося. Развивающая среда должна своевременно сменяться комфортной средой, поскольку ребенку необходимы отдых и время на восстановление.

В квартире должны быть организованы места для обучения. Уроки (занятия) могут проходить в детской комнате, гостиной, на кухне, в ванной комнате. Необходимо обеспечить условия обучения, соответствующие особенностям развития ребенка, его индивидуальным возможностям, в помещениях квартиры определить места для размещения наглядного и дидактического материала, технических средств обучения (коммуникатора, планшета и др.), ассистивных средств (подложки под тарелку, специальных столовых приборов, кружки-поильника, насадки на унитаз, опоры и др.). При формировании самостоятельности следует использовать имеющиеся двигательные возможности ребенка.

При отсутствии собственной речи, взаимодействие с ребенком осуществляют с использованием средств альтернативной коммуникации: подбирают графические изображения (фотографии, цветные картинки, черно-белые картинки, пиктограммы) или предметные символы, которые используют для обозначения видов деятельности, планирования дня, выражения своих желаний, просьб и т.п.

Сопровождение и уход за ребенком, имеющим серьезные нарушения двигательных функций, ДЦП, облегчают технические средства реабилитации и специальное оборудование, например, ходунки, вертикализатор, подъемник и др. Использование данного оборудования в образовательном процессе способствует дальнейшему развитию обучающегося.

Если в зоне ближайшего развития обучающегося со сложной формой ДЦП находится освоение компьютера, то удовлетворение образовательных потребностей зависит от создания условий по обеспечению процесса обучения специализированными компьютерными устройствами (специальными клавиатурами, альтернативными устройствами ввода и др.), сенсорными устройствами, работающими от импульса оставшегося возможного движения частей тела и т.д.