ВВЕДЕНИЕ

 

В методических рекомендациях описывается значимость накопления социального опыта взаимодействия с ближайшим социальным окружением у детей, объясняются и раскрываются особенности социального опыта у школьников с тяжелыми и множественными нарушениями (ТМНР), предлагаются формы, методы и приемы коррекционно-педагогической работы по формированию социального опыта взаимодействия с ближайшим социальным окружением у школьников с ТМНР, а также представляется краткое содержание занятий и виды деятельности обучающихся по формированию социального опыта взаимодействия с ближайшим социальным окружением.

В настоящее время реализация специального ФГОС представила возможность обучаться всем детям вне зависимости от сложности и тяжести нарушений. Так, в образовательных учреждениях отмечается рост количества обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (ТМНР). Для этих детей характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.

Тяжесть поражения головного мозга определяет выраженность психофизических особенностей, которые в свою очередь обуславливают трудности в обучении, адаптации и социализации таких детей. Школьники с ТМНР характеризуются дезадаптивным поведением, непониманием ситуации учения и неумением соблюдать школьные правила, взаимодействовать со взрослым и сверстниками.

Важным фактором развития такого ребенка является формирование близких отношений со взрослым, сначала с родителями, а затем с учителем. Только в такой теплой доверительной атмосфере ребенок может почувствовать себя в безопасности и начать познавать окружающий социальный и предметный  мир.

Формирование социального опыта взаимодействия с ближайшим социальным окружением влияет на все сферы жизнедеятельности ребенка. Эмоционально готовый и открытый к общению он без страха и с интересом вступает во взаимодействие с людьми, при этом приобретает и расширяет спектр коммуникативных умений и навыков. Благодаря чему нормализуется поведение в обществе, ребенок усваивает и соблюдает социально-нравственные нормы и правила. Социальное развитие способствует личностному росту ребенка и активизации познавательного интереса, стремления к самостоятельности действий в быту и в учебной деятельности, а также повышает его адаптивные возможности.

Приобретение социального опыта в специально организованном пространстве с соответствующем содержанием, подобранными формами, методами и приемами способствует уточнению знаний о близких, формированию самостоятельности в быту, умений продуктивно взаимодействовать и устанавливать контакт со взрослыми и сверстниками, приобщению к школьным правилам, что благоприятствует адаптации и социализации школьников с ТМНР. Данные обстоятельства объясняет актуальность методического сопровождения процесса накопления социального опыта взаимодействия с ближайшим окружением у школьников с ТМНР.