Один из основоположников отечественной тифлопедагогики, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР Борис Игнатьевич Коваленко родился в 1890 г. в местечке Свенцяны в семье делопроизводителя акцизного управления. В 1908 году с отличием окончил Виленскую гимназию и поступил в Петербургский университет на общественно-экономическое отделение юридического факультета. В 1913 году заканчивает обучение и готовится приступить к обязанностям судьи по делам несовершеннолетних. В 1917-1918 годах Б.И. Коваленко работает преподавателем общеобразовательных курсов в Петрограде, однако вместе с семьей был вынужден переехать в г. Ельню Смоленской области, где организовал комиссию по делам несовершеннолетних обвиняемых и был ее председателем вплоть до 1923 года. Затем семья переехала в д.Сельцо, где Борис Игнатьевич работал сельским учителем. Среди его учеников был и А.Т. Твардовский.
В 1921 году Б.И. Коваленко перенес тиф и практически полностью потерял зрение. Несмотря на это он продолжает работать и в 1924 году устраивается в Смоленскую областную школу для слепых, директором которой его назначили в 1925 году. Таким образом была определена дальнейшая практическая и научная работа Бориса Игнатьевича – тифлопедагогика.
Благодаря усилиям Б.И Коваленко, руководимая им школа для слепых в г. Смоленске стала лучшей в стране. Он организовал учебные занятия в мастерских, построил для них новые помещения, ввёл обучение трикотажному делу. Школа наладила связь с колхозом, учащиеся на лето выезжали в село, занимались основами овощеводства, ухаживали за животными. Он считал обязательным создание специальных школ для слабовидящих детей. По инициативе Б.И. Коваленко в Смоленске был осуществлен эксперимент по организации совместного обучения и воспитания слепых и зрячих, начиная с детского сада и затем с 5 класса школы.
С 1928 года Б.И. Коваленко читает курс по методике работы со слепыми на дефектологическом факультете 2-го МГУ. Параллельно читает лекции в Ленинградском педагогическом институте им. А.И.Герцена, где впоследствии занимает должность профессора дефектологического факультета и организовывает кафедру тифлопедагогики, необходимую для подготовки специалистов, работающих с людьми, имеющими глубокие нарушения зрения.
Б.И. Коваленко открыл доступ слепым к обучению на дефектологическом факультете и организовал условия их обучения. Он был одним из главных организаторов преобразования системы образования людей с нарушениями зрения. В 30-е годы Борис Игнатьевич одним из первых поднял вопрос о преобразовании начальных школ для слепых в семилетние, а также о создании средних школ для слепых там, где для этого есть возможность. Его по праву можно назвать основателем системы школ для детей с нарушениями зрения, и одним из активных инициаторов организации детских садов при школах для слепых.
В 1938 году Б.И. Коваленко по совокупности научных достижений присваивается ученая степень доктора педагогических наук.
В военные годы Борис Игнатьевич организовал в Ленинграде курсы для бойцов ослепших во время боевых действий. По распоряжению Наркомпроса, курсы были перенесены в г. Молотов (в н. вр. – Пермь) и возобновили свою работу при Молотовском государственном педагогическом институте, на базе которого, единственного в Советском Союзе, было организовано возвращение к трудовой жизни потерявших на войне зрение.
В 1944 году Б.И. Коваленко избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР и назначен заведующим отделом тифлопедагогики НИИ дефектологии Академии педагогических наук РСФСР, где проработал два года, после чего в декабре 1946 года был переведен на ту же должность в Ленинградский научно-исследовательский институт специальных школ при Ленинградском филиале АПН РСФСР.
Б.И. Коваленко провёл огромную работу по созданию основ тифлопедагогики. Им написано 55 научных трудов, посвященных теории обучения слепых и слабовидящих, взаимосвязи речи и конкретных представлений у незрячих. Тифлопедагогика русского языка и арифметики, краткопись и математическая запись, трудовая и политехническая подготовка слепых детей – всё это нашло отражение в его статьях и книгах (всего более 130).
Наиболее известными научными работами Бориса Игнатьевича являются «Основы предметных методик» (1936), «Трудовая подготовка учеников школ слепых» (1947), «Тифлопедагогика» (1962) и др. Под его руководством подготовлено и успешно защищено 7 кандидатских диссертаций.
Наряду с большой научной и педагогической деятельностью, Борис Игнатьевич до последних дней своей жизни оказывал существенную помощь лицам, потерявшим зрение и их близким.