12 декабря во Владикавказе начались мероприятия «Недели Института коррекционной педагогики Российской академии образования «Детство равных возможностей» в РСО-Алания.

События первого дня проходили на площадке ГБОУ ДПО «Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования» в очно-заочном режиме. В зале присутствовали начальники управлений образования, руководители и педагоги образовательных учреждений, представители Министерства образования и науки РСО-Алания, Министерства труда и соцразвития РСО-Алания.

Министр образования и науки РСО-Алания Э.М. Алибекова отметила важность проведения в регионе данного мероприятия. «Мы ведем большую работу по формированию единого образовательного пространства, - сказала она. – Республика сохранила сеть специализированных образовательных учреждений, в них реализуются оригинальные программы по образованию детей с ОВЗ». Министр выразила надежду на то, что по результатам Недели ИКП будут созданы предпосылки для перехода на более высокий уровень реализации в том числе и инклюзивного образования.

Министр труда и социального развития Республики А.К. Айдарова выразила надежду на получение специалистами региона «большого объема крайне актуальных знаний от ведущих специалистов страны в области коррекционной педагогики и уверенность в  успешном двустороннем сотрудничестве».

Выступая перед участниками мероприятия, директор ИКП РАО Т.А. Соловьева поблагодарила министра образования и науки РСО-Алания за предоставленную возможность посетить регион, подчеркнув важность межведомственного взаимодействия, которую демонстрирует Республика. «Наша встреча проводится в рамках государственной политики в части обеспечения доступности и качества образования детей с ОВЗ в едином образовательном пространстве», сказала она, выразив уверенность в заинтересованности представителей образовательных учреждений региона во взаимодействии с ИКП для решения стоящих в связи с этим задач.

Далее Татьяна Александровна представила участникам мероприятия доклад «Стратегические направления развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью».

В ходе выступления она рассказала о ключевых проектах, реализуемых институтом. В частности, она обратила внимание на итоги работ института по разработке диагностических комплексов, на новые продукты института в области разработки программно-методического обеспечения (АООП), новых IT-проектов, проектов по финансовой грамотности. Татьяна Александровна также проинформировала о работе института по разработке программ по основной школе, подготовке новых учебников для учащихся с нарушениями зрения, умеренной умственной отсталостью, для глухих, пособий для детей с РАС и др. Материалы размещены для бесплатного пользования на сайте института и доступны всем, подчеркнула она.

Т.А. Соловьева сообщила также о материалах по дистанционному образованию детей с ОВЗ, о разработанных конструкторах образовательных программ. Она рассказала о деятельности института в сфере научного просвещения, важности сбора и использования исторического наследия для поддержания преемственности и развития самой науки, о системе консультирования в институте (проекте «Родительские недели», предлагающем доступные видеоконсультации для родителей, портале «Растим детей»), особо подчеркнув курс на поддержку эффективных региональных моделей в этой сфере. Директор ИКП также выразила надежду на двустороннее сотрудничество в проекте «Теледефектология», позволяющее получать экспертное мнение без дополнительных затрат.

Заместитель директора Института Дарья Андреевна Карпова рассказала в своем выступлении о деятельности института в сфере проведения общественно значимых мероприятий, проекта «Доброшкола», развитии проектов по консультированию родителей в соцсетях, проинформировав о подведении итогов конкурса по лучшим практикам консультирования, издании сборника материалов и др.

Он также рассказала о работе нового ресурса - портала для родителей и педагогических работников по вопросам образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Д.А. Карпова ознакомила участников с возможностями института по обеспечению непрерывного образования специалистов: повышению квалификации, организации профессиональной подготовке, обучении в магистратуре и аспирантуре, стажировок, работой кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики. «Здесь играют особую роль выявленные потребности региона, - сказала она, - и программы разрабатываются именно с учетом пожеланий РОИВ».

Заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с аутизмом Мария Михайловна Либлинг ознакомила участников Недели с результатами исследования клинико-психолого-педагогического изучения современных детей с РАС в плане адаптации к школе и в условиях обучения в начальной школе. «Мы хотели посмотреть на это с двух сторон, со стороны родителей и со стороны педагогов», - отметила она. Для этого был разработан специальный диагностический комплекс с анкетами, на основании которого в 15 школах страны были проведены срезовые, а в 19 школах – лонгитюдные исследования. В ходе исследования проверялось, в частности, влияние ряда факторов образовательного характера (посещение коррекционных занятий). М.М. Либлинг также проинформировала о разработке и апробации диагностического комплекса (диагностическая карта, протокол, методическое пособие для пользователя), направленного на оценку психоэмоционального развития дошкольников с РАС.

Доктор педагогических наук, руководитель центра развития инклюзивного образования Российской академии образования Светлана Борисовна Лазуренко выступила с докладом на тему «Игры и игрушки как инструмент реабилитации и абилитации особого ребенка». Она уделила особое внимание проблемам современного состояния обеспеченности игровыми пособиями, ознакомила с реабилитационными игрушками и комплектами, с цифровыми и VR средствами обучения. С.Б. Лазуренко подчеркнула, что кооперация научного сообщества, практиков, разработчиков и производителей позволяет создать современную образовательную среду с учетом индивидуальных потребностей и возможностей.

Затем зав. лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития

Алла Яковлевна Абкович представила результаты и перспективы научных исследований лаборатории образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ИКП РАО в области школьного обучения детей и подростков с НОДА. Она охарактеризовала современную популяцию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и описала основные тенденции развития системы их школьного образования.

Член рабочей группы при Банке России по повышению финансовой доступности для инвалидов и маломобильных групп населения, м.н.с. лаборатории образования и комплексной абилитации детей с ЗПР Анастасия Игоревна Беликова рассказала о работах по формированию основ финансовой грамотности у обучающихся с ОВЗ. Она подробно описала ключевые параметры проекта «Глоссарий финансовых терминов», методику и результаты проведенного институтом исследования финансовой грамотности подростков с ОВЗ, модуль по воспитанию финансово ответственного поведения обучающихся в начальной школе и др.

В докладе «Факторы и условия здоровьесбережения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в школе» ст.н.с. лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП РАО Ильшата Назифовича Нурлыгаянова были представлены основные характеристики психолого-педагогической составляющей здоровьесберегающей среды, математическая модель ее структуры, определены основные векторы оптимизации, исходя из проблем образовательных организаций.

В ходе дискуссии участники мероприятия обсудили вопросы, связанные с профстандартом «учитель-дефектолог», со здоровьесберегающими технологиями, разработкой и производством игрушек, обеспечением кадров.

Во второй половине дня представители ИКП РАО выступили с публичными лекциями. Доктор психологических наук, профессор Ольга Сергеевна Никольская прочла лекцию «Понимание расстройств аутистического спектра с позиций отечественной дефектологии: логика дизонтогенеза и основы коррекционной помощи», а Светлана Борисовна Лазуренко - «Современные возможности диагностики и выбора образовательного маршрута для детей с ОВЗ».

Также в ходе первого дня Недели представители ИКП РАО ознакомились с деятельностью ряда республиканских центров реабилитации и дома-интерната «Ласка».

 

Добрый день! Вы можете заказать обратный звонок и мы перезвоним Вам в ближайшее время.
Информационная поддержка
+7 (499) 245-04-52