В Алма-Ате (Республика Казахстан) 16 и 17 сентября 2021 г. прошла Международная научно-практическая конференция «Включение (inclusion) детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс: прошлое, настоящее, будущее».

Конференция была организована товариществом с ограниченной ответственностью «Центр социальной адаптации и профессионально-трудовой реабилитации детей и подростков с нарушениями умственного и физического развития» (Центр САТР) совместно с Уполномоченным по правам ребенка в Казахстане Аружан Саин и была посвящена 25-летию Центра САТР и 75-летию директора Центра - Розы Айтжановны Сулейменовой.

Роза Айтжановна Сулейменова – доктор педагогических наук, профессор, организатор системы современного специального образования в Республике Казахстан, автор более 150 научных трудов и учебников на казахском и русском языках, инициатор и разработчик Закона «О социальной медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», принятого в 2002 году, и ряда нормативных документов в области специального образования. После окончания дефектологического факультета Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина, Сулейменова Р.А. поступила в аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию в НИИ дефектологии Академии педагогических наук РСФСР (сейчас - ФГБНУ «ИКП РАО»). В Казахском педагогическом институте имени Абая ею была открыта кафедра дефектологии, которая в дальнейшем переросла в дефектологический факультет. В 1992 году Роза Айтжановна организовала первый в Казахстане Республиканский научно-практический центр социальной адаптации и профессионально-трудовой реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии (РНПЦ САТР), в котором создана модель единой системы специального образования. Разработка научно-методических основ системы ранней коррекционной помощи в Республике Казахстан, ее организационное и технологическое обеспечение стали основой докторского исследования Р.А.Сулейменовой, успешно защищенного в Московском педагогическом государственном университете в 2001 году.

В рамках конференции была представлена работа 4 секций: «Инклюзивное образование. Эволюция и перспективы развития», «Раннее вмешательство как путь включения детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс», «Оценка потребностей детей с ограниченными возможностями как основа социальной, коррекционно - педагогической поддержки детей с ограниченными возможностями», «Пространственно-развивающая среда, технические, компенсаторные и вспомогательные средства как условие обеспечения качества жизни и включения детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс». В общей сложности, повестку конференции составили 30 докладов представителей мирового научного сообщества и практиков из Республики Казахстан, Германии, Польши, Республики Белоруссия, Украины, США, Англии, Бельгии, Финляндии, Российской Федерации.

От Института коррекционной педагогики в конференции приняли участие Разенкова Ю.А., д.п.н, заведующий лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи;  Одинокова Г.Ю., к.п.н., старший научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи; Иванова М.М., научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи.

В своем первом докладе «Система ранней помощи в Российской Федерации: этапы становления и перспективы развития», Разенкова Ю.А. обозначила основные тенденции и этапы развития системы ранней помощи в Российской Федерации за последние 30 лет. Представила основные перспективные направления ее развития в ближайшем будущем. Это - инфраструктурные и содержательные изменения: наращивание сети служб в регионах, вариативность форм организации ранней помощи, развитие надомных форм помощи, создание центров определения нуждаемости в услугах ранней помощи; расширение спектра педагогических услуг, расширение функций психологической службы в системе ранней помощи, развитие форм родительской взаимопомощи.

В своем втором докладе «Организация скрининг-диагностики развития детей в системе ранней помощи Российской Федерации: проблемы и перспективы», Разенкова Ю.А. представила анализ различных моделей реализации многомерной системы скрининга в США, Швеции, Испании, Германии и других странах мира, использующих преимущества национальных систем здравоохранения и образования, а также рассмотрела организацию практики скрининг-диагностики развития детей первых лет жизни в Российской Федерации.

В совместном докладе Одиноковой Г.Ю. и Ивановой М.М. «Трудности поведения детей раннего возраста с синдромом Дауна при взаимодействии с матерью» был представлен анализ трудностей поведения ребенка с точки зрения качества взаимодействия ребенка и матери. А также предложены, разработанные в ИКП РАО, технологии помощи: «Технология предупреждения и преодоления трудностей в общении/взаимодействии пары «мать-ребенок раннего возраста с синдромом Дауна», как способ преодоления трудностей в поведении ребенка (Одинокова Г.Ю.) и «Технология обучения игровому взаимодействию пары «мать-ребенок дошкольного возраста с синдромом Дауна», как способ преодоления трудностей в поведении ребенка, через налаживание общения в паре (Иванова М.М.).

Организаторы конференции дали высокую оценку докладам сотрудников ИКП РАО.