19 и 20 марта в рамках работы Недели Института коррекционной педагогики «Детство равных возможностей» в Мурманской области прошли профессионально-экспертные сессии, в ходе которых обсуждались современные подходы к вопросам организации обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями. Также научные сотрудники ИКП познакомились с региональной системой специального образования, посетив ряд образовательных организаций области.
19 марта работа проходила на базе ГОБОУ «Минькинская коррекционная школа-интернат». Членам делегации была предоставлена возможность посмотреть фрагменты занятий и уроков, после чего была организована свободная дискуссия, позволившая педагогическим работникам и сотрудникам учреждения получить ответы от ведущих специалистов в сфере обучения и воспитания особенных детей на все вопросы, связанные с профессиональной деятельностью.
Программа продолжилась профессионально-экспертной сессией «Подходы к организации обучения и воспитания лиц с ОВЗ, с инвалидностью». Сотрудники ИКП представили результаты научных исследований, проводящихся в Институте. С.Б. Лазуренко, ведущий научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП, руководитель центра развития инклюзивного образования РАО, д.пед.н, член-корреспондент РАО, провела практико-ориентированный семинар «Современный портрет ребенка с ОВЗ: теория и практика в клинических примерах». В своем выступлении Светлана Борисовна рассказала о результатах психолого-педагогического сопровождения детей различных нозологических групп на разных этапах развития, а также воспитывающих их семей.
Ведущей мастер-класса «Диагностика готовности к школьному обучению ребенка с ЗПР и выбор образовательного маршрута» стала заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ИКП, д.психол.н. Н.В. Бабкина. Наталия Викторовна осветила вопросы выбора методик психолого-педагогического обследования детей с задержкой психического развития, раскрыла основные направления коррекционно-развивающей помощи детям этой нозологической группы на начальном этапе обучения в условиях специального и инклюзивного образования, а также рассказала о том, как соотносятся типологические варианты ЗПР и варианты ФАОП НОО.
После перерыва для слушателей прошел мастер-класс Д.А. Карповой, заместителя директора ИКП по экспериментальной работе и дополнительному образованию. Дарья Андреевна продемонстрировала заинтересованной аудитории работу интерактивного конструктора адаптированных программ дополнительного образования. С докладом о реабилитационном потенциале реализации адаптированных образовательных программ в системе специального и инклюзивного образования выступила заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ИКП, к.пед.н. А.Я. Абкович. Старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ИКП, к.психол.н. О.С. Аршатская провела для участников встречи мастер-класс «Проработка сюжетных историй как метод коррекционной помощи дошкольнику с РАС».
Второй день работы завершился мастер-классом директора Института коррекционной педагогики, д.пед.н., члена-корреспондента РАО Т.А. Соловьевой на тему «Педагогическая экспресс-диагностика трудностей в обучении и общении первоклассников, поступающих в массовую школу», который прошел в рамках интеграции Недели ИКП «Детство равных возможностей» с форумом «Педагоги России». Татьяна Александровна продемонстрировала инструментарий, адресованный педагогическим работникам, позволяющий организовать общение между ребенком и учителем, определить необходимый объем помощи ребенку с особыми образовательными потребностями со стороны учителя, оценить готовность ребенка действовать самостоятельно и степень сформированности умения обращаться за помощью к взрослому, а также проверить способности ребенка.
Третий день работы Недели ИКП был посвящен знакомству с региональным опытом. Участники посетили МБДОУ №16 с. Тулома Кольского района Мурманской области, а затем Центр опережающей профессиональной подготовки Мурманской области, структурное подразделение ГАПОУ «Мурманский строительный колледж имени Н.Е. Момота», на базе которого прошла профессионально-экспертная сессия «Актуальные вопросы консультирования в комплексном сопровождении лиц с ОВЗ, с инвалидностью». В процессе дискуссии участники совместно со спикерами обсудили современные подходы к вопросам организации обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями, выбор образовательного маршрута и проектирование образовательной среды, организацию инклюзивного образования, проблемы развития системы специального образования.
Заведующий кафедрой психологии и коррекционной педагогики ФГАОУ ВО «Мурманский арктический университет», д.социол.н., к.психол.н., доцент Ю.А. Афонькина выступила с докладом «Проблемное поле и ресурсный потенциал семьи ребенка с инвалидностью: арктический контекст». Презентацию регионального опыта продолжила Т.А. Баланова, директор ГОБУ Мурманской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» сообщением «Эффективность региональной системы консультирования как ключевой фактор в обеспечении доступности и непрерывности психолого-педагогической поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ, с инвалидностью».
Далее результаты научных исследований представили члены делегации Института коррекционной педагогики. Д.А. Карпова выступила с сообщением, посвященном вопросам реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям. А.Я. Абкович раскрыла методы организации комплексного психолого-педагогического обследования ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. О работе междисциплинарной команды специалистов в процессе консультирования семьи, воспитывающей ребенка с РАС, участникам рассказала О.С. Аршатская.
На этом работа профессионально-экспертных сессии была завершена. Неделя Института коррекционной педагогики «Детство равных возможностей» в Мурманской области продолжится образовательными мероприятиями в рамках тематического блока «Методическая копилка» 21 и 22 марта.