24 октября 2023 года в ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» в рамках программы «Инклюзивное образование: благоприятная среда для реализации потенциала каждого ребенка» состоялся Круглый стол делегации Министерства образования Республики Беларусь и сотрудников Института коррекционной педагогики. Программа организована Министерством просвещения Российской Федерации для ознакомления с отечественной системой инклюзивного образования.
На заседании круглого стола со стороны Института присутствовали дирекция и заведующие лабораториями. Делегацию из Республики Беларусь составляли сотрудники Министерства образования РБ, Учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка», Главного управления по образованию Могилевского и Витебского облисполкома, Учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования», Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», Учреждения образования «Брестский государственный технический университет», представители Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в РБ, сопровождающие от ГОРУП «Центр международных связей».
Специалисты обсуждали проблемы научно-методического обеспечения инклюзивного образования (разработку образовательных программ, учебных пособий), современные подходы к выявлению особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, актуальные вопросы организации и выбора моделей ранней коррекционной помощи, социализации и формирования жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ.
Открыла заседание заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Юлия Михайловна Сачко, отметив активную работу Института со всеми департаментами Министерства Просвещения РФ. Обсуждая ключевую проблематику, стоящую перед Министерством просвещения РФ в отношении детей с ОВЗ и/или инвалидностью, Юлия Михайловна пояснила: «Единая общая проблема, поставленная Президентом, которую мы стараемся решать, ‒ создание единого образовательного пространства. Наиболее осложнило ситуацию включение в Федеральный закон «Об образовании в РФ» термина «инклюзия», так как очень легко написать на бумаге, сложнее ‒ перевести в прикладную историю. Именно Институт коррекционной педагогики, одновременно занимаясь научными разработками, выдает практико-ориентированный результат».
Директор Института коррекционной педагогики, д.пед.н., профессор, член-корреспондент РАО Татьяна Александровна Соловьева в своем выступлении осветила проблему стратегических направлений развития образования обучающихся с ОВЗ и/или инвалидностью, отметила значимые проекты Института: интерактивные конструкторы, Национальный проект «Образование», Важные встречи, ИКП Live и др. Татьяна Александровна поделилась своим видением задач, стоящих перед Институтом: «Первая задача ‒ повышение результативности обучения. Все программы, которыми мы пользуемся сейчас, были созданы для чистых классов одной нозологии. Не существует сейчас на всем постсоветском пространстве программ для тех классов, которые мы сегодня имеем. Вторая задача ‒ развитие ранней помощи. Совместно с Министерством труда и социальной защиты обновляется Стандарт ранней помощи, который должен будет интегрировать понимание «услуг» в системе Министерства труда с пониманием образования. Институт это сделал, а реализация будет на всей территории РФ». Также директор Института выделила проблемы, связанные с обучением детей с тяжелыми множественными нарушениями развития на профессиональной ступени образования и отметила важность активного взаимодействия с врачами.
Заместитель Министра образования РБ Александр Владимирович Кадлубай рассказал про структуру образовательных организаций в Республике Беларусь и подчеркнул, что несмотря на определенные различия, концептуально наши страны движутся в одном и том же направлении.
В конце встречи состоялось торжественное подписание Договора о сотрудничестве между Министерством образования Республики Беларусь и Институтом коррекционной педагогики.