Дневник директора

Соловьева
Татьяна Александровна

Доктор педагогических наук, профессор РАО, член-корреспондент РАО,
является директором ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики"

йцуйцу

18 ноября 2024

г. Москва

ФГБНУ «ИКП»

Подписано соглашение между Институтом коррекционной педагогики и Движением Первых. Мы готовы к плодотворному сотрудничеству.

ИКП рассматривает одно из направлений совместной работы в части разработки и апробации методик на базе первичных отделений «Первых» с участием лидеров движения. В свою очередь ожидаем поддержку подростков и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, вовлечённых в Движение, во всех их начинаниях.

Уверена, что такое взаимодействие создаст новую воспитательно-ориентированную среду и оправдает наши лучшие ожидания от вовлечения молодёжи в деятельность ведущих организаций.

15 ноября 2024

г. Москва

ФГБНУ «ИКП»

Институт коррекционной педагогики в шестой раз выступает оператором Всероссийского конкурса «Доброшкола».

Национальный проект «Образование» завершает свой шестилетний цикл, но его результаты уже подтвердили необходимость продолжения работы в выбранном направлении. 900 школ обновили свою инфраструктуру, приобрели новое современное оборудование, а главное — запустили процесс изменений программ, методик и подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья той адресной категории, которой они занимаются.

Моя позиция хорошо известна научному и профессиональному сообществу: пока существует в России сеть коррекционных школ, пока она поддерживается государством и развивается, мы сохраняем отечественный подход, подтвердивший свою эффективность, к образованию и реабилитации детей с нарушениями развития.

12 ноября 2024

г. Москва

ФГБНУ «ИКП»

Новым партнером Института коррекционной педагогики стал Издательский дом «Первое сентября».

Мы планируем проведение совместных мероприятий методической и обучающей направленности, одним из которых является сегодняшний вебинар, а также взаимную поддержку в распространении полезной литературы и продукции.

Уверена, что благодаря этому сотрудничеству у Института расширится аудитория и увеличатся возможности тиражирования собственных разработок.

3-4 октября 2024

г. Москва

ФГБНУ «ИКП»

Институт коррекционной педагогики в шестой раз проводит конкурс профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России».

Число участников конкурса ежегодно растет, что сохраняет надежду на преемственность разных профессиональных поколений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Члены жюри строго, но справедливо оценивали каждое конкурсное испытание. Все происходило в рамках сложившейся традиции, но есть то, на что я обратила внимание именно в этом году.

Происходящие социально-экономические изменения делают видимым роль и место дефектологического сообщества в системе образования и комплексной реабилитации детей с ОВЗ и инвалидностью. Любые попытки нас подменить некими универсальными помогающими специалистами, в том числе имеющими психологическое образование, оказались несостоятельными и окажутся такими впредь.

Мы точно знаем свое предназначение и будем ему следовать во благо развития нашей страны.

5 сентября 2024

г. Москва

ФГБНУ «ИКП»

У каждого конкурса свои задачи, и Всероссийский конкурс молодых исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии не является исключением. Он нацелен на вовлечение в научную деятельность молодых специалистов, готовых и способных к этому.

Институт коррекционной педагогики несет ответственность не только за реализацию задач научно-методического обеспечения действующей системы образования, но и за сохранение дефектологической науки в целом.

В связи с этим было принято решение о проведении мероприятия, которое мы называем конкурсом. Его основная цель — передача культуры и опыта исследовательской деятельности, что имеет глубокое значение для всех участников. Мы стремимся привлечь тех, кто готов работать вместе с нами, создавая атмосферу сотрудничества и поддержки.

Важно отметить, что Конкурс молодых исследователей не воспринимается нами как соревнование. Мы хотим, чтобы общественность также относилась к этому мероприятию не как к состязанию, а как к важному шагу в развитии научной культуры и образования.

16-17 августа 2024

Республика Башкортостан

МАОУ «СОШ №33»

2024 год в Республике Башкортостан был объявлен Годом заботы о людях с ограниченными возможностями здоровья. Десятки мероприятий, посвящённых вопросам образования, комплексной реабилитации, социализации и трудоустройства, были проведены в республике за короткий полугодовой срок. Августовское совещание по образованию «Стратегические ориентиры региональной системы образования», которое прошло в Стерлитамаке 16-17 августа, включало работу дискуссионной площадки, посвящённой анализу полученных результатов и обсуждению новых задач.

13 августа 2024

г. Москва

ФГБНУ «ИКП»

Федеральный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России» включает заочную и финальную части.

В 2024 году на заочный этап были представлены конкурсные материалы учителей-дефектологов, работающих со всеми известными нозологическими группами обучающихся. Выбор лучших кандидатов оказался непростым, но членам жюри удалось отобрать 10 учителей-дефектологов и 10 учителей-логопедов для участия в очных мероприятиях, которые пройдут в октябре в Москве.

С нетерпением ждем встречи с нашими талантливыми коллегами!

21 июня 2024

г. Нижний Новгород

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»

21 июня Институт принял участие в работе стратегической сессии «Научно-методическое обеспечение в системе подготовки учителей физики к работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью» в Нижнем Новгороде.

Совместно с коллегами обсудили вопросы реализации проекта «Физика через призму инклюзивного образования», который нацелен на обеспечение доступного качественного образования детей с особыми образовательными потребностями в части формирования естественно-научной картины мира, организации профессиональной ориентированного обучения. Подписание соглашения о сотрудничестве между Министерством образования и науки Нижегородской области, Институтом коррекционной педагогики и Мининским университетом стало важным событием, которое позволит решить как задачу обновления содержания программ подготовки студентов, так и внедрения в практику общего образования новых методов обучения детей, испытывающих стойкие специфические трудности в освоении содержания учебного предмета физика.

5-6 июня 2024

г. Москва

Конгресс-центр ЦМТ Москва

Врачи-сурдологи и учителя-сурдопедагоги - основные члены междисциплинарной команды специалистов, сопровождающих ребенка с нарушением слуха. Сотрудничество в науке и практике не просто продолжено, а продолжено на новом организационном уровне благодаря поддержке руководства и сотрудников ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства».

3 июня 2024

г. Москва

пресс-центр «Россия сегодня»

В целях развития сотрудничества в сфере обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью Институт коррекционной педагогики подписал соглашение с Альянсом по защите детей в цифровой среде, билайном и Everland.

Ответственные производители услуг и оборудования для людей с инвалидностью готовы сотрудничать с экспертным научным сообществом. Вместе мы можем сделать процесс обучение интереснее и комфортнее для детей и взрослых с особыми образовательными потребностями. Таким совместным проектом стала образовательная платформа beelineforkids.ru для незрячих пользователей с методическими материалами для педагогов и родителей.

21 мая 2024

г. Москва

ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики

Среди ученых-педагогов ведутся споры о возможности и эффективности использования цифровых образовательных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Действительно, нужны исследования и разработки, которые бы обеспечивали безопасность контента и его высокую результативность.

21 марта было подписано соглашение между Институтом коррекционной педагогики и Московским физико-техническим институтом. Междисциплинарной командой ученых планируется создание цифрового ассистента дефектолога. Надеюсь, что общими усилиями нам удастся реализовать столь масштабный проект.

20 мая 2024

г.о. Истра

ГБОУ г. Москвы «Центр реабилитации и образования № 7»

Состоявшийся Круглый стол, посвященный вопросам современных подходов к организации оздоровления и социализации детей с ОВЗ, был инициирован Комитетом Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства совместно с Комитетом Государственной Думы по охране здоровья. Мероприятие проходило на базе ГБОУ г. Москвы «Центр реабилитации и образования No7» – уникального реабилитационно-образовательное учреждения, специалисты которого эффективно сочетают информационные компьютерные технологии, разнообразные виды деятельности и взаимодействие между детьми и взрослыми. Меньше чем за месяц дети учатся создавать новое, осваивают различные виды спорта с использованием современного оборудования для занятий, игр и развлечений.

5 апреля 2024

г. Светлогорск

Конференц-зал «Панорамный»

5 апреля между Калининградской областью и Институтом коррекционной педагогики было подписано соглашение о сотрудничестве. Это дает возможность организовать обмен опытом между ИКП и образовательными организациями региона, реализовывать совместные проекты и научные исследования.

В Калининградской области сложилась собственная система специального образования, направленная как на развитие инклюзии, так и на сохранение, строительство и открытие новых специальных коррекционных школ. Региональный опыт, с которым мне удалось познакомиться в рамках конференции «Актуальные вопросы образования детей с ограниченными возможностями здоровья», показал, что успех будущей самостоятельной жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья напрямую связан с содержанием его образования, а не с формой реализации данного содержания.

26 марта 2024

г. Москва

Российская академия наук

В Москве прошло совместное заседание президиума Российской академии наук и президиума Российской академии образования. На повестку дня были вынесены вопросы образования и здоровья детей и молодежи. Среди них были вопросы, находящиеся в фокусе внимания научного дефектологического сообщества.

Системообразующим предложением, на мой взгляд, является опора на результаты фундаментальных научных исследований в принятии решений о развитии инклюзивного образования в современной системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

12 – 13 марта 2024

г. Москва

Международная выставка-форум Россия на ВДНХ

Это событие, которое мы ждали почти 30 лет. Все достижения дефектологии как науки, все фундаментальные и прикладные разработки великих ученых -дефектологов - это результат совместной деятельности исследователей и практиков: учителей, психологов, дефектологов коррекционных школ.

Было приятно видеть так много коллег-профессионалов, преданных своему делу и готовых делиться своими идеями и знаниями. Благодаря нашему единству и сотрудничеству мы можем добиться еще больших успехов в обеспечении качественного образования для наших особенных детей.

18 – 21 февраля 2024

г. Пятигорск

Центр знаний «Машук»

Впервые с 90-х годов прошлого века Институт коррекционной педагогики совместно с Центром Знаний «Машук», при прямой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации собрал на уникальной образовательной площадке руководителей отдельных образовательных организаций, обучающих детей с нарушением слуха.

Здесь собрались именно те школы и образовательные центры, которые активно участвуют в мероприятиях в рамках реализации государственных направлений развития системы помощи глухим и слабослышащим детям и воспитывающим их семьям. Таким образом, на площадке в г. Пятигорске собрались флагманы специального образования детей с нарушением слуха.

В рамках подписанного договора о сотрудничестве с Центром Знаний «Машук» была достигнута договоренность о проведении подобных обучающих мероприятий для руководителей школ, воспитывающих детей с нарушением зрения и других отдельных образовательных организаций.

Надеюсь, что достижения российской сурдопедагогики, сложившиеся уникальные традиции обучения языку, развития речи, слухоречевой реабилитации подтвердят свою востребованность в практике, а сотрудники ИКП смогут получить обратную связь и актуализировать результаты своих исследований. Представители образовательных организаций, помимо новой актуальной информации, получат уверенность в надежности сотрудничества с Институтом как с научно-методическим центром.

25 января 2024

г. Москва

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Задача любой рабочей группы не только обсуждение имеющихся проблем и, исходя из них, формулировка новых задач, но и поиск оптимальных решений, способствующих развитию сотрудничества между государственными и негосударственными организациями, в числе которых общественные родительские организации, ассоциации людей с инвалидностью.

На Заседании рабочей группы Комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, на мой взгляд, удалось достигнуть взаимопонимания в процессе честного, открытого разговора по самым сложным вопросам. Среди таких вопросов: использование русского жестового языка в системе в обучения детей с нарушениями слуха, медицина в школе, инклюзивное обучение и квалификация педагогических работников, сопровождающих детей с особыми образовательными потребностями.

Важно, что сотрудники Института коррекционной педагогики вовлечены в решение всех названных проблем, информированы об инициативах коллег из общественных организаций и зачастую принимают участие в реализации таких инициатив. Сегодня ИКП сохраняет флагманские позиции в научном поле, обеспечивая практическим работникам право первенства в вопросах ежедневной помощи детям с ОВЗ, с инвалидностью.

09 ноября 2023

г. Москва

ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики"

Уже пятый раз проходит Съезд дефектологов в России. И каждый как вновь. Мы радуемся встрече друг с другом, испытываем истинное ощущение счастья от возможности общения на профессиональном языке и возможности профессиональной поддержки, сотрудничества. Мир исследователей и практиков в области дефектологии не такой широкий. Еще меньше тех, кто, приходя в эту профессию, остается в ней на долгие годы; тех, кто готов ежедневно жертвовать своими интересами, а порой и интересами своих близких, ради помощи чужому ребенку с проблемами развития. Замечательная все-таки традиция – собираться раз в два года на Всероссийский съезд дефектологов!

 

08 ноября 2023

г. Москва

ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики"

В течение двух дней проходили торжественные мероприятия, посвященные юбилею Института. Поздравления и пожелания от представителей федеральных и региональных органов государственной власти, политических и общественных деятелей напомнили об особой роли ИКП как в истории, так и в современности. А я представляла себе лица своих наставников и учителей. Как бы они отнеслись к праздничной суете вокруг 100-летия Института? Думаю, по-разному. Но что точно бы одобрили, так это возрождение исторической справедливости в отношении наших основателей, отказ от монополии на верность научных суждений, возвращение наконец, спустя почти 30-летний период, на путь глубокого уважения к собственному и чужому научному труду.

24 октября 2023

г. Москва

ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики"

Наследие советских ученых-дефектологов - фундамент развития специального и инклюзивного образования в Российской Федерации и в Республике Беларусь. Несмотря на различия в терминологии, организационных моделях и формах, ценностные и смысловые компоненты коррекционно-развивающего обучения и воспитания остаются едиными. Сотрудничество Института с научным и педагогическим сообществом Республики Беларусь - уникальная возможность сохранения и развития профильных научно-педагогических школ

23 октября 2023

г. Москва

ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики"

Стабильно высокий интерес участников и слушателей к ставшей уже традиционной конференции "Семья особого ребенка" вполне объясним. На одной площадке собираются разные по профессиональной принадлежности, роду деятельности, взглядам и убеждениям как специалисты, так и сами родители. Возможность прямого диалога, честного разговора о проблемах как задачах совместной деятельности сближает оппонентов, способствуя формированию целевых групп разработчиков, администраторов, междисциплинарных проектных команд.

11 октября 2023

г. Москва

ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики"

Встреча с коллегами из дружественных стран - значимое событие. Встреча со специалистами из Республики Беларусь позволила еще раз убедиться в общности наших взглядов на неограниченные возможности детей в обучении и развитии при условии, что такое обучение будет коррекционно-развивающим. Инклюзивное образование скорее подтверждает данный тезис, чем опровергает его

5 октября 2023

г. Москва

ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики"

Так уж сложилось, что у меня возникало смешанное чувство, когда говорили о конкурсе профессионального мастерства учителей-дефектологов и учителей-логопедов. Зачем дефектологам конкурсы, когда каждый из них уже представитель педагогической элиты? Демонстрировать быстрый результат в эффектной обстановке – это не «наш метод». Учителя-дефектологи работают и за столом, и на ковре, и дома, и в больнице. Они там, где нужны. Их повседневный труд может слабо соотноситься с классической классно-урочной системой.

Однако в 2023 году, в год педагога и наставника в России, финалисты конкурса «Учитель-дефектолог года» доказали важность такого мероприятия. В рамках круглого стола на Форуме классных руководителей они блестяще, практически виртуозно, отвечали на вопросы, которые ставят в тупик многих экспертов. Все присутствующие очно и онлайн зрители получили возможность убедиться: российские дефектологи – педагогический отряд специального назначения, опора государственной системы помощи, в том числе инклюзивного образования

28 сентября 2023

г. Москва

ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики"

Подготовка и представление диссертационного исследования – сложный, длительный процесс. Блестящая защита талантливого соискателя скрывает за собой годы кропотливого труда, неоднократной доработки и переработки текста. Немногие готовы пройти этот тернистый путь до конца. Но тот, кто справился с самим собой и не сошел с «дистанции», когда так этого хочется, по праву становится частью научного сообщества. Сегодня это право заслужила Ольга Геннадьевна Болдинова

28 сентября 2023

г. Москва

ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики"

Дефицит научно-педагогический кадров - серьезная отраслевая проблема дефектологии. Институт коррекционной педагогики создает условия для поддержки начинающих и уже состоявшихся исследователей. Вручение сегодня дипломов кандидата психологических наук, доктора психологических наук и доктора педагогических наук молодым ученым - важное событие не только для Института, но и для всего профессионального сообщества дефектологов России

11 сентября 2023

г. Москва

ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики"

О конкурсе молодых исследователей.

Главная задача Конкурса - поиск среди молодых специалистов единомышленников, готовых и способных сохранить и передать культуру научного труда, сложившуюся в Институте. Традиция приобщения к науке начинающих исследователей через погружение в жизнь лабораторий, особый уклад общения и сотрудничества сохраняет свою актуальность и сегодня, в век цифровых технологий. Пожалуй, важнейшая наша роль - тех, кто сегодня отвечает за будущее Института, - поддержать зарождающиеся научные интересы и помочь воплотить их в жизнь"

5 сентября 2023

Республика Башкортостан
г. Бирск

ГБОУ Бирская КШИ для обучающихся с ТНР

*партнер ИКП

Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи во всех смыслах уникальная по своим возможностям общеобразовательная организация. Именно здесь дети, не владеющие до начала обучения смысловой и произносительной стороной речи, получают шанс на полноценную жизнь и качественное образование. И никакая отдельная логопедическая служба в типовой массовой школе не сравнится с продуманным структурированным пространствам, где каждое событие жизни ребенка и взрослого наполнено смыслом.
Знание особых образовательных потребностей детей с проблемами речи, понимание причин и механизмов, возникающих у них трудностей обеспечили руководителю и педагогическому коллективу государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Бирская коррекционная школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» успех в реализации Федерального проекта по реализации мероприятий направленных на модернизацию школьных систем образования, благодаря которому для ребят оборудованы новые классы, установлен 3Д принтер и Умный пол, открыт Центр детских инициатив, шахматная гостиная, зона WI-FI, обновлена школьная столовая.

5 сентября 2023

Республика Башкортостан
г. Уфа

ГБОУ УКШИ № 13 для обучающихся с НОДА

*партнер ИКП

Специалисты прекрасно понимают, что каждый вложенный рубль в коррекционную школу окупится во сто крат. Здесь не развлекают и помогают, а учат и формируют.  Качественное специальное образование ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата – старт в самостоятельную активную жизнь, уникальная возможность преодоления и компенсации. Благодаря Федеральному проекту по реализации мероприятий направленных на модернизацию школьных систем образования дети с нарушением опорно-двигательного аппарата могут посещать одну из лучших, современных школ в Республике Башкортостан.