4–5 апреля 2024 года в Москве проходила Международная научно-практическая конференция «Мозг, познание, язык: мультидисциплинарный подход в нейрореабилитации», приуроченная к 140-летию со дня рождения выдающегося психиатра и логопеда Ю.А. Флоренской. Организаторами мероприятия выступили: Российская академия образования, ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет», УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова», Образовательный консорциум «Среднерусский университет», ФГБОУ ВО «Луганский государственный медицинский университет им. Святителя Луки» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Донецкий государственный педагогический университет», ФГАОУ ВО «Ордена Трудового Красного Знамени Медицинский институт им. С.И. Георгиевского», ГБУЗ Республики Крым «Научно-исследовательский институт детской курортологии, физиотерапии и медицинской реабилитации», Детский неврологический и реабилитационный центр «Логомед прогноз».
Цель конференции – обсуждение проблем и перспектив развития комплексной специализированной помощи в сфере нейрореабилитации, развития междисциплинарных исследований в области нейронаук с активным участием реабилитологов и врачей других специальностей (неврологов, психиатров, реаниматологов), логопедов, эрготерапевтов, психологов, нейрофизиологов, нейролингвистов, философов, социальных работников и иных специалистов помогающих профессий.
В мероприятии приняли участие представители науки Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья, специалисты и руководители образовательных, медицинских и социально-реабилитационных учреждений разного типа, психологических служб и центров; аспиранты, магистранты, студенты.
4 апреля в Российской академии образования состоялось торжественное открытие конференции. Программа первого дня включала в себя пленарное и секционное заседания. Участники обсуждали такие вопросы, как роль речевых навыков в развитии и распаде речи; речевое развитие лиц, страдающих расстройствами аутистического спектра, проблемы диагностики и коррекции; дифференциальная диагностика РАС и иных заболеваний; подходы в клинико-психологической реабилитации; помощь детям с недоразвитием речи, логопедическая помощь на разных этапах комплексного сопровождения детей с нейротравмой и др.
5 апреля работа конференции продолжилась на базе ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет» и проходила в формате секционных заседаний и мастер-классов.
В секциях «Функционирование» и «Технологии» принимали участие сотрудники лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики».
Старший научный сотрудник лаборатории, к.пед.н. С.В. Волкова выступила с докладом на тему «Логопедическая помощь на разных этапах комплексного сопровождения детей с нейротравмой». В своем сообщении Светлана Валентиновна раскрыла этапы комплексного логопедического сопровождения детей с нейротравмой, рассказала о коррекции и поиске обходных путей для нормализации и повышения качества жизни данной категории детей, о преодолении трудностей их адаптации в социуме.
В докладе младшего научного сотрудника лаборатории О.Д. Азбукиной на тему «Опыт проведения дистанционных занятий в условиях медицинского центра» были представлены результаты изучения контингента детей, а также возможных видов коррекционно-развивающих занятий для детей с интеллектуальными нарушениями в дистанционном формате.