В Омске 25 марта 2022 года в формате онлайн прошла межрегиональная конференция «Ранняя помощь детям и их семьям».

Организатором конференции выступило Министерство образования Омской области. В ее работе приняли участие 170 специалистов из 10 субъектов Российской Федерации: Омской, Новосибирской, Ярославской, Свердловской, Курской и Кемеровской областей, Красноярского края, Республики Алтай, Республики Саха (Якутия), г. Москвы.

С приветственным словом и пожеланиями конструктивного диалога и профессионального обмена опытом к участникам конференции обратилась Мария Алексеевна Львова-Белова  — российский государственный, политический и общественный деятель, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

В рамках программы конференции были предусмотрены пленарная часть и мастерская практических идей для специалистов системы ранней коррекционной помощи.

На пленарной части конференции был представлен опыт развития системы ранней помощи в различных субъектах Российской Федерации, а также перспективы развития ранней помощи в Российской Федерации.

Опыт становления системы ранней помощи - от отдельных инициатив до информатизации региональной системы -  был представлен Груздевой Оксаной Владимировной, заместителем Министра образования, начальником отдела опеки и попечительства над несовершеннолетними и адаптивного образования Министерства образования Омской области. Опытом, проблемами и перспективами развития региональной системы ранней помощи в Новосибирской области поделилась Самуйленко Светлана Васильевна, директор государственного бюджетного учреждения Новосибирской области – Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования» (г. Новосибирск). Целостная система ранней помощи в Курской области стала предметом обсуждения в рамках доклада Зубаревой Татьяны Григорьевн, к.пед.н., директора областного казенного учреждения «Центр психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения» (г. Курск). Опыт создания модели ранней коррекционной помощи в системе образования Республики Саха (Якутия) был представлен в докладе Андреева Роберта Николаевича, директора государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Республики Саха (Якутия) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения» (Республика Саха (Якутия). Подход к развитию системы ранней помощи на базе трех ведомств (системы здравоохранения, социальной защиты и образования) в Свердловской области обсуждался в выступлении Третьяковой Ирины Анатольевны, и.о. директора государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ресурс» (г. Екатеринбург). Роль краевого центра психолого-медико-социального сопровождения в развитии ранней помощи в Красноярском крае представил Шаповаленко Леонид Олегович, директор краевого государственного бюджетного учреждения «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения»  (г. Красноярск). Создание модели ранней помощи в рамках проекта негосударственного фонда стало предметом обсуждения в выступлении Максимовой Зинаиды Семёновны, к.филос.н., директора государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» (Республика Саха (Якутия). Основные вызовы, дефициты и тенденции будущего развития  системы ранней помощи были представлены в докладе Разенковой Юлии Анатольевны, д.пед.н., заведующего лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»

Мастерская практических идей для специалистов ранней коррекционной помощи включала рассмотрение таких практических вопросов, как:

  • организация и содержание деятельности специалистов различного профиля в системе ранней помощи: командный подход;
  • своевременное выявление и диагностика признаков психофизического и социально-эмоционального неблагополучия в развитии ребенка;
  • использование ресурсов ближайшего семейного окружения и конструирования занятий в системе ранней помощи.

Институт коррекционной педагогики Российской академии образования был представлен в работе мастерской практических идей тремя сообщениями. Осмыслением опыта ИКП РАО по организации дистанционной работы с семьей в системе ранней помощи со специалистами поделилась Айвазян Екатерина Борисовна, к.психол.н., доцент, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» (г. Москва). Методические рекомендации по подготовке родителей слепых детей первых лет жизни к визиту в детскую поликлинику были представлены Кудриной Татьяной Петровной, к.пед.н., старшим научным сотрудником ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» (г. Москва). Трудности поведения детей раннего возраста с синдромом Дауна во взаимодействии с родителями и возможности их преодоления стали предметом обсуждения в ходе сообщения Одиноковой Галины Юрьевны, к.пед.н., доцента, старшего научного сотрудника ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО».

22
2022-03-31_11-11-25
2022-03-31_11-11-25
33