С 8 по 10 октября в Москве проходила работа III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». Особое внимание участников привлекли выступления представителей ИКП РАО – доклад д.психол.наук, профессора, заместителя директора по научной работе Института коррекционной педагогики РАО Игоря Александровича Коробейникова и выступление д.психол.н., доцента, заведующего лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Института коррекционной педагогики РАО Наталии Викторовны Бабкиной.

Они были сделаны на пленарных заседаниях «Психическое здоровье детей школьного возраста» и «Подходы к инклюзивному и интегрированному обучению детей и подростков с психическими особенностями» соответственно.

В докладе И.А. Коробейникова «Анализ факторов и условий развития ребенка с ОВЗ в контексте задач современной образовательной практики» были затронуты важные аспекты изучения генезиса психического и социального развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья, подчеркивалась необходимость получения обоснованных представлений о роли биологических и социальных факторов в этом сложном и неоднозначном процессе. Были показаны возможности и перспективы крупномасштабного лонгитюдного исследования, результаты которого могут стать основой для надежного прогнозирования рисков вторичных нарушений развития у детей с ОВЗ, связанных с неблагоприятными факторами образовательной среды, и для своевременного внесения корректив в содержание педагогического процесса и комплексного сопровождения ребенка специалистами разного профиля.

Доклад Н.В. Бабкиной «Дифференциация психологического сопровождения детей с залержкой психического развития в условиях инклюзии» был посвящен проблеме проектирования специальных условий образования детей с задержкой психического развития, обучающихся в условиях инклюзивной образовательной среды. Наталия Викторовна убедительно показала, что подход к дифференциации этих условий должен основываться на выделении типологических вариантов данного вида психического дизонтогенеза, которые ранее были выделены и описаны на основе вариативных качественных и количественных характеристик поведения и психической деятельности детей. Одновременно  акцентировалось внимание на сущности и целях психологического сопровождения, компетенциях и функциях психолога, реализующего и организующего процесс комплексного сопровождения ребенка в формате совместной деятельности с другими специалистами и семьей ребенка.

Работа Конгресса была организована по 8 направлениям и проходила в режиме онлайн. В завершение работы форума прошла торжественная церемония вручения Третьей национальной общественной премии «Гармония», которая присуждается выдающимся деятелям здравоохранения, науки и образования, искусства и культуры, права и экономики, социальной защиты, информации и печати, физической культуры и спорта, общественных и деловых кругов, внесших значительный вклад в дело сохранения психического здоровья человека.