Введение

Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой одно из наиболее сложных нарушений развития,  требующих системного подхода к психологическо-педагогической коррекции. Эффективность коррекционной помощи зависит в значительной степени от раннего начала вовлечения родителей в регулярную специальную работу по освоению естественных форм взаимодействия с ребенком, развитию и наполнению смыслом его контактов с окружением, стимулированию интереса к новому и уменьшению жесткой стереотипности поведения.

Полноценная помощь ребенку невозможна без психологической поддержки и направленного обучения его близких, которые могут длительно находиться в напряжении, растерянном, депрессивном состоянии, эмоциональном истощении, тревожном ожидании будущего, недостаточно понимать актуальные трудности своего ребенка для того, чтобы оценивать его реальные возможности и потенциал развития, правильно реагировать на возникающие поведенческие проблемы и использовать появляющиеся достижения в психическом развитии.

На всех этапах воспитания ребенка с РАС родители переживают определенные проблемы, связанные как с взрослением ребенка и изменением его состояния и возможностей, так и с возрастанием необходимости решения задач его социальной адаптации. Психологическое сопровождение семьи, безусловно, необходимо на всем пути организации коррекционной помощи в процессе развития ребенка, однако на его начальных этапах оно приобретает особую значимость. Эмоциональное состояние близкого взрослого, прежде всего, матери ребенка, ее настроенность на совместную работу определяются в значительной степени успешностью в приобретении раннего позитивного опыта общения с малышом, который является необходимым условием психического развития ребенка и усложнения его активности в освоении окружающего мира. В большинстве случаев такой самостоятельно приобретенный опыт у родителей, воспитывающих ребенка с аутизмом, практически отсутствует или крайне ограничен, нивелирован преимущественно неудачными попытками поддержать и продолжить минимально свернутые, редкие и непродолжительные моменты контакта, живого отклика на предложения близкого, внимания к нему, которые, как показывает анализ историй развития детей, могут лишь эпизодически  появляться во взаимодействии родителей и ребенка.

Данное пособие нацелено, прежде всего, на раскрытие содержания и условий организации психологического сопровождения  родителей ребенка с формирующимся аутистическим расстройством на протяжении его раннего и младшего дошкольного возраста, когда родители, в большинстве случаев, впервые узнают о диагнозе малыша и  необходимости для него специальной коррекционной помощи.