ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психологическое сопровождение родителей является обязательной и крайне важной составляющей системы коррекционной помощи ребенку с РАС на всем пути его развития, а на его начальных этапах оно приобретает особое значение. От его содержания во многом зависит качество дальнейшего взаимодействия родителей со специалистами; их доверие, готовность к диалогу и выработке общего взгляда на понимание проблем ребенка и собственных трудностей и возможностей в его воспитании и развитии, на приоритетность задач совместной коррекционной помощи ребенку; степень их активного и регулярного участия в ней.

Уже на первой психологической консультации семьи с маленьким ребенком с угрозой формирования РАС или с уже сложившимся аутистическим расстройством должны решаться задачи, определению которых мы посвятили значительную часть нашего пособия.

Особая реактивность и длительность переживания родителями таких детей стресса, связанного с первичной постановкой диагноза или его подтверждения и, соответственно, особое эмоциональное состояние, в котором они могут находиться (крайняя растерянность, испуг, раздражение и уязвимость, депрессивные переживания, подавленность), требуют нахождение адекватной формы для обсуждения с ними проблем ребенка и конкретных способов их последовательного уменьшения и частичного преодоления.  Благодаря раскрытию возможностей малыша для его близких при установлении с ним эмоционального контакта и вовлечению их в совместные со специалистом занятия, в которых они получают опыт позитивного взаимодействия с ребенком, может повышаться их эмоциональная устойчивость, активность, появляться вера в свои силы и умения. Это необходимая основа, на которой строится позитивное изменение родительской позиции, облегчается принятие диагноза ребенка, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние на результативность коррекционной помощи.