Лаборатория технологий и средств психолого-педагогической абилитации

Нурлыгаянов
Ильшат Назифович
Старший научный сотрудник
Доцент, кандидат психологических наук
ССЫЛКА НА СТРАНИЦУ АВТОРА В ELIBRARY
AUTHOR ID В ELIBRARY 548004
ORCID ID 0000-0003-0370-3679
Сфера научных интересов
Образование школьников с интеллектуальными нарушениями
Профессиональное становление учителя-дефектолога
Психолого-педагогическое изучение и сопровождение лиц с ОВЗ в периоды взрослости
Отношение общества к лицам с ОВЗ
Научная деятельность
НИР «Исследование факторов и условий, оказывающих влияние на состояния здоровья обучающихся с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья в отдельных образовательных организациях, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам, анализ режима учебной нагрузки и организации здоровьесберегающей деятельности в данных школах», 2021-2022 г. – исполнитель.
НИР “Исследование проблем социализации и формирования жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ”, 2023-2024 гг. - исполнитель.
НИР “Современные подходы к выявлению особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ”, 2023-2024 гг. - исполнитель
Научно-организационная деятельность
Эксперт Всероссийского конкурса профессиональных достижений «ИНВАПРОФИ», 2021-2024 гг.
Эксперт Всероссийского Конкурса "Доброшкола" среди отдельных образовательных организаций - участников реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», 2023-2024 гг.
Участник рабочей группы "Сопровождаемое проживание" Координационного совета по вопросам социальной интеграции детей и молодых взрослых с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья при Уполномоченном по правам ребёнка при Президенте Российской Федерации, 2023-2024 гг.
Кандидатская диссертация
“Самоопределение личности и ее ценностно-смысловая сфера: индивидуально-типологические и половые различия”
2007 г., г. Пермь
Подготовлено
- 1 монография, 5 пособий, 5 свидетельств о государственной регистрации базы данных, более 70 публикаций.
- В журналах из списка ВАК – 26 статей, общий список публикаций в РИНЦ - 69. Индекс Хирша по данным РИНЦ - 6
Основные публикации
- Особенности и содержание обыденных представлений о лицах с отклонениями в развитии // Дефектология. 2012. №3. – С. 64-72.
- Представления о человеке с нарушениями интеллекта в современном российском обществе // Дефектология. 2012. №5. – С. 77-83.
- Образ учителя-дефектолога: динамические и структурно-содержательные особенности // Дефектология. 2015. №4. С.82-90. (соавтор Л.Ф. Хайртдинова).
- Социальные представления о дружбе у лиц с нарушением слуха в юношеском возрасте // Дефектология. 2017. №1. С. 31-37.
- Содержание и особенности представлений дефектологов о лицах с нарушениями в развитии // Дефектология. 2017. №2. С. 50-56.
- Социально-психологические аспекты качества жизни лиц с нарушением слуха в юношеском возрасте // Дефектология. 2018. № 1. С.16-22.
- Особенности мотивационной сферы абитуриентов – будущих бакалавров и магистров специального (дефектологического) образования // Дефектология. 2019. №2. С. 72-78. (соавтор Никандрова Т.С.).
- Представления о личностно-профессиональных характеристиках учителей-дефектологов, взаимодействующих с семьями слепоглухих детей // Дефектология. 2019. №4. С. 53-62. (соавторы Сайтханов А.Ф., Хайртдинова Л.Ф.).
- Кроткова А.В., Нурлыгаянов И.Н. Психолого-педагогические трудности дистанционного освоения образовательных программ по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Сообщение 1) // Дефектология. – 2020. – № 5. – С. 72-80.
- Кроткова А.В., Нурлыгаянов И.Н. Психолого-педагогические трудности дистанционного освоения образовательных программ по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Сообщение 2) // Дефектология. – 2021. – № 2. – С. 47-55.
- Нурлыгаянов И.Н., Соломина Е.Н. Психолого-педагогические трудности в организации дистанционного обучения школьников с умственной отсталостью. Сообщение 1. // Дефектология. - 2022. - №3. – С.43-52
- Нурлыгаянов И.Н, Соловьева Т. А., Лазуренко С.Б., Голубчикова А. В. Здоровьесбережение в образовании обучающихся с ОВЗ: принципы и организация // Психологическая наука и образование. – 2022. – Том. 27, № 5. – С. 34–45.
doi:10.17759/pse.2022270503
15. Nurlygayanov, I.N., Korobeynikov, I.A. Historical Reconstruction of the Definitions of Russian Special Pedagogy and Psychology. In: Arinushkina, A.A., Korobeynikov, I.A. (eds) Education of Children with Special Needs . Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031-13646-7_34 - Бруцкая К.А., Нурлыгаянов И.Н. Особенности субъективного благополучия подростков с интеллектуальными нарушениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2023. №6. С.31–40. https://doi.org/10.47639/2074-4986_2023_4_26
- Нурлыгаянов И.Н., Соломина Е.Н., Голубчикова А.В. Психолого-педагогические трудности в организации дистанционного обучения школьников с умственной отсталостью. Сообщение 2 // Дефектология. 2023.№ 3. C.58. DOI: 10.47639/0130-3074_2023_3_58
- Svetlana B. Lazurenko, Yulia G. Semenova, Ilshat N. Nurlygayanov, Elena M. Vladyko Characteristics of the Cognitive State Structure of Preschoolers with Brain Lesions. In: Tatiana A. Solovyova, Anna A. Arinushkina, Ekaterina A. Kochetova (eds) Educational Management and Special Educational Needs. – SpringerLink- Switzerland AG– 2024. 198 с. ISBN 978-3-031-57969-1 ISBN 978-3-031-57970-7 (eBook) https://doi.org/10.1007/978-3-031-57970-7