Неделя «Детство равных возможностей» в Свердловской области

10-14 апреля 2023г, г. Екатеринбург

День 1. 10 апреля 2023г.

В г. Екатеринбурге на площадке Технопарка универсальных педагогических компетенций ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» начались региональные мероприятия Недели Института коррекционной педагогики «Детство равных возможностей».

Свердловская область стала девятым субъектом Российской Федерации, в котором проводится данный проект. Он проходит при поддержке Минпросвещения России, Министерства образования и молодежной политики Свердловской области, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет». Часть мероприятий Недели  пройдет в рамках XVIII Международной научно-практической конференции «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» памяти профессора В.В. Коркунова», организатором которой традиционно выступает УрГПУ.

В своем приветствии ректор Уральского педагогического университета С.А. Минюрова отметила, что Неделя станет ярким и плодотворным событием для всех участников. А проректор по образовательной деятельности УрГПУ М.Л. Кусова подчеркнула, что обсуждение проблемы инклюзивного образования на площадке университета стало примером синергетического взаимодействия между всеми участниками процесса, от ученых до педагогов и родителей.

Участников недели также приветствовала заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Ю.М. Сачко. «ИКП несет свой опыт, информацию в регионы в части разработки новых научно-образовательных моментов для образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью. И это очень важно», - сказала она. Ю.М. Сачко отметила широкий круг вопросов и актуальных проектов, характеризующих сегодняшнюю деятельность института, в том числе по направлению общественно-значимых мероприятий.

И.о. министра образования и молодежной политики Свердловской области Н.В. Журавлева рассказала о важности для региона внешнего взаимодействия в обеспечении прав детей с особыми образовательными потребностями. «Для нас важно и значимо сотрудничество с ИКП – разработчиком стратегических документов в образовании детей с ОВЗ, с инвалидностью», - подчеркнула она, выразив надежду на укрепление межведомственных связей.

Затем директор ИКП Т.А. Соловьева рассказала о цели и ходе проекта Недель ИКП в регионах РФ. Она особо отметила потребность в распространении позитивного опыта каждого субъекта в других регионах РФ.

С целью расширения и закрепления взаимодействия в ходе открытия Недели были подписаны соглашения о сотрудничестве между Министерством образования и молодежной политики Свердловской области и ИКП, а также между УрГПУ и ИКП. Со стороны региона документы подписали и.о. министра образования и молодежной политики Свердловской области Н.В. Журавлева и проректор по образовательной деятельности УрГПУ М.Л. Кусова, со стороны ИКП – Т.А. Соловьева.

В ходе пленарного заседания начальник отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Министерства образования и молодежной политики Свердловской области С.В. Блаженкова рассказала о направлениях развития образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в регионе. Затем перед участниками Недели выступили представители ИКП – Т.А. Соловьева, зам. директора по экспериментальной работе и дополнительному образованию Д.А. Карпова, зав. лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи Ю.А. Разенкова, зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Н.В. Бабкина, зав. лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с НОДА и МНР А.Я. Абкович.

В ходе своего выступления Т.А. Соловьева рассказала о богатой истории и традициях института, итогах ключевых научно-исследовательских проектов, реализуемых сотрудниками ИКП. Она также обратила внимание на итоги работ по подготовке новых учебников и учебных пособий, участие ИКП в разработке АООП и методических материалов. Татьяна Александровна проинформировала участников о масштабной деятельности ИКП по поддержке образования детей с ОВЗ с использованием дистанционных технологий, о разработанных конструкторах образовательных программ для разных нозологий. Она рассказала о деятельности института в сфере научного просвещения и книгоиздания, важности сбора и использования исторического наследия для поддержания преемственности и развития самой науки, подчеркнула важность распространения просветительских и информационных продуктов в новых, в том числе и видео-, форматах.

Д.А. Карпова осветила возможности ИКП по научно-методическому сопровождению специалистов, работающих с обучающимися с ОВЗ, Она сделала акцент на повышение квалификации, организацию профессиональной подготовки, обучение в магистратуре и аспирантуре, стажировки и пр. «Здесь играют особую роль выявленные потребности региона, - сказала она, - и программы разрабатываются именно с учетом пожеланий РОИВ».

Зав. лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи Ю.А. Разенкова представила вниманию участников Недели доклад «Результаты научных исследований ИКП для практиков ранней помощи». Она рассказала о разработанной диагностической процедуре анализа матери и ребенка, об изучении взаимодействия ухаживающих взрослых с детьми-сиротами с ОВЗ, а также о разработке комплекса педагогических мероприятий, направленных на преодоление неблагополучия в развитии общения матери и ребенка с определенным первичным нарушением развития.

Зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Н.В. Бабкина выступила с докладом «Направления и результаты клинико-психолого-педагогического исследования современного ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью». «Смысл этого исследования – выявление условий и факторов, определяющих качество образования и динамику психосоциального развития детей с ОВЗ и инвалидностью в современных популяциях», - отметила она. К 2030 году планируется создание вариативных «портретов» детей с ОВЗ каждой из нозологических категорий, содержащих систематизированные данные, раскрывающие зависимость вариантов психосоциального развития этих детей от характера и степени ограничений здоровья; от качества удовлетворения особых образовательных потребностей; от условий их воспитания и обучения.

Затем зав. лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с НОДА и множественными нарушениями развития А.Я. Абкович в своем сообщении «Актуальные вопросы общего образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в контексте обновления требований к программно-методическому обеспечению» представила масштабную картину законодательных изменений, обновленных санитарно-гигиенических норм, обновленные санитарно-гигиенические нормы и правила, программно-методическое обеспечение общего образования обучающихся с ОВЗ.

Во второй половине дня сотрудники ИКП посетили ряд специализированных школ города, где провели встречи с педагогическими коллективами в формате «круглого стола».

День 2. 11 апреля 2023г.

Второй день Недели Института коррекционной педагогики в Свердловской области «Детство равных возможностей» проходил в формате профессиональных экспертных сессий. Работа была организована на площадке Технопарка универсальных педагогических компетенций ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет».

На сессии 1 «Актуальные вопросы консультирования семей и сопровождение деятельности ППМС-центров» обсуждались технологии и региональный компонент ПМП-обследований детей, психолого-педагогическое сопровождение семьи в дошкольном образовании и др. Сотрудники ИКП рассказали о результатах научных исследований. Зав. лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи Юлия Анатольевна Разенкова раскрыла содержание и специфику потребностей и ресурсов современной семьи ребенка с ОВ3 как основы для развития деятельности ППМС-центров, представив результаты опроса, проведенного в регионах РФ в конце 2021 года. Она особо отметила, что сегодня актуальны методики, технологии, программы, ориентированные не только на родителей ребенка с ОВЗ, но и на его ближайшее окружение.

Заместитель директора Дарья Андреевна Карпова рассказала о всем спектре проектов по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям – «горячей линии», портале «Растимдетей.рф», Родительских неделях и др. Она подробно осветила результаты мониторинга востребованности услуг, в том числе в вопросах тематики и в отношении цифровых показателей, программы переподготовки, предлагаемые институтом, а также новые двучастные курсы повышения квалификации, предполагающие этап супервизии.

Участники сессии 2 «Современные векторы развития образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью» обсудили современные подходы к психолого-педагогическому сопровождению ребенка в различных образовательных средах, организационные условия обследования ребенка с выраженными нарушениями развития. Представители четырех ресурсных центров Свердловской области поделились своим опытом работы с детьми с ТМНР, НОДА и РАС, обратив особое внимание на формы мероприятий для педагогов, сетевое взаимодействие, сотрудничество с общественностью, методическое сопровождение, профориентацию и др.

Ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ИКП Ольга Евгеньевна Грибова рассказала об организации и особенностях интегрированного подхода в процессе логопедического обследования. Старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом Ирина Дмитриевна Антонова ознакомила слушателей с результатами практико-ориентированных исследований детей с РАС, а зав. лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с НОДА и МНР Алла Яковлевна Абкович в своем докладе остановилась на вопросах организации обследования ребенка с комплексными нарушениями развития на ПМПК.

Во второй половине дня сотрудники института ознакомились с практическим опытом региона, посетив ряд образовательных учреждений Екатеринбурга. Так, ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом Игорь Анатольевич Костин провел встречу с сотрудниками ГБОУ СО «Речевой центр», а Ольга Евгеньевна Грибова ознакомилась с практикой работы коллектива ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат № 13».

Также в этот день состоялся методологический семинар «Научная коллаборация по вопросам подготовки кадров высшей квалификации сферы специального (дефектологического) образования». В ходе мероприятия Татьяна Александровна Соловьева выступила с сообщением «Кадровое обеспечение системы педагогического образования лиц с ОВЗ, с инвалидностью», а зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Наталия Викторовна Бабкина осветила актуальные вопросы подготовки кадров высшей квалификации: подготовка к защите диссертационных исследований в сфере специального (дефектологического) образования.

День 3. 12 апреля 2023г.

Третий день Недели ИКП в Свердловской области «Детство равных возможностей» проходил в рамках XVIII Международной научно-практической конференции «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза» памяти профессора В.В. Коркунова», организатором которой традиционно выступает Уральский государственный педагогический университет.  Совместная работа по теоретическим и практическим аспектам образования обучающихся с ОВЗ различных нозологий была организована на семи дискуссионных площадках Главного учебного корпуса УрГПУ. Модераторами пяти из них выступили сотрудники ИКП.

Мероприятие носило масштабный характер. Участники конференции и Недели заслушали и обсудили 68 выступлений, из них 9 докладов представителей ИКП. На площадке №1 «Теоретические и практические аспекты образования обучающихся с ЗПР» обсуждались современные тенденции в образовании и психолого-педагогическом сопровождении, проблемы жизнестойкости и развитие исследовательских умений, профилактика деструктивного поведения учащихся с ЗПР и др.

Работавшие на площадке №2 обсуждали проблемы обучающихся с нарушениями речи. В частности, речь шла об организации обучения лиц с ТНР, оценки их коммуникативных возможностей, применении цифровых технологий в логопедии и технологии мягкой педагогики, коррекции дисграфии.

На площадке №3, собравшей специалистов по образованию обучающихся с РАС, в центре внимания были вопросы специфики АОП, коммуникации и поведенческих стратегий, игровых технологий в работе со школьниками с РАС. А на площадке №4 «Теоретические и практические аспекты образования обучающихся с НОДА» обсуждались проблемы комплексного подхода к обследованию, адаптации этой группы детей, взаимодействие педагога и логопеда и др.

Темами площадки, посвященной образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями и ТМНР, стали использование дистанционных технологий при обследовании детей, формирование и оценка их базовых умений, работа с родителями детей-надомников, алгоритм работы при усвоении сложного материала и пр.

Участники площадки №6 обсуждали теоретические и практические аспекты инклюзивного образования. В частности, речь шла о формировании профессиональных компетенций педагогов инклюзивного образования, специфике инклюзивных моделей обучения детей разных возрастных групп, о моделях профессиональной ориентации. А на площадке №7 рассматривались вопросы работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Здесь выступили сазу четыре сотрудника ИКП - заведующий лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи Ю.А. Разенкова, старший сотрудник этой же лаборатории А.Н. Орлова, старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями Т.Ю. Бутусова и и.о. заведующего лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения ИКП О.Г. Болдинова.

Во второй половине дня состоялась презентация опыта работы еще одной площадки, ГБОУ СО «Верхнепышминская школа-интернат имени С. А. Мартиросяна». В ходе обсуждения с докладом от ИКП выступила О.Г. Болдинова.

День 4. 13 апреля 2023г.

Сотрудники ИКП провели серию мастер-классов и практико-ориентированных лекций. Ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом И.А. Костин провел мастер-класс по психологическому сопровождению взросления лиц с РАС, а заместитель директора по экспериментальной работе и дополнительному образованию Д.А. Карпова продемонстрировала методику применения интерактивного конструктора при разработке программ дополнительного образования обучающихся с ОВЗ.

Затем в Главном учебном корпусе УрГПУ прошли шесть мастер-классов от руководителей и преподавателей УрГПУ, ресурсных центров, специализированных образовательных учреждений. Они были посвящены развитию коммуникативных возможностей, обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с различными вариантами дизонтогенеза, дактильной азбуки и др.

День 5. 14 апреля 2023г.

В завершающий день мероприятия недели проходили в формате «Методическая копилка». Сразу пять сотрудников ИКП провели обучающие мероприятия для специалистов региона. Заместитель директора по научной работе И.А. Коробейников прочел лекцию «Задачи мониторинга в образовании обучающихся с ОВЗ», а руководитель центра развития инклюзивного образования Российской академии образования С.Б. Лазуренко выступила на тему ««Современные возможности диагностикии выбора образовательного маршрута для детей с ОВЗ». Кроме того, старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с ЗПР А.М. Федосеева провела мастер-класс «Задачи мониторинга в образовании обучающихся с ОВЗ», старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями Л.В. Пронина рассказала об особенностях консультирования родителей и ребёнка с интеллектуальными нарушениями, а старший научный сотрудник, лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом О.С. Аршатская ознакомила со спецификой психологической помощи дошкольникам с РАС.

На этом Неделя завершила свою работу.

Всего в ходе «Недели Института коррекционной педагогики в Свердловской области «Детство равных возможностей» состоялось 84 выступления и докладов, 11 мастер-классов, 4 публичных лекции, 7 круглых столов, 1 методологический семинар.

Интервью: https://vk.com/ikpru?z=video-87632104_456239066%2F638baefdfb48b784b6%2Fpl_wall_-87632104