Неделя «Детство равных возможностей» в Республике Саха (Якутия)

5 – 9 февраля 2024 г., г. Якутск

День 1. 5 февраля 2024 г.

5 февраля в актовом зале Дома Правительства №2 в г. Якутске прошло торжественное открытие недели Института коррекционной педагогики в Республике Саха (Якутия) «Детство равных возможностей». В мероприятии приняло участие более 300 человек из 25 регионов Российской Федерации. Модерировал дискуссию С.В. Иванов, руководитель Республиканского центра развития дополнительного образования и детского движения Республики Саха (Якутия).

Пленарное заседание первого дня работы Недели открыл М.Ю. Присяжный, первый заместитель министра образования и науки Республики Саха (Якутия).

Директор Института коррекционной педагогики, д.пед.н., член-корреспондент РАО Т.А. Соловьева поприветствовала участников и представила их вниманию доклад «Стратегические направления развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью». «Мы должны быть готовы взаимодействовать с разными родителями, работать в условиях семейноцентрированного подхода. И в год, объявленный Президентом Российской Федерации «Годом Семьи» ‒ это крайне актуальная задача», ‒ отметила Татьяна Александровна. Она выразила надежду на то, что за период работы Недели в Республике коллеги смогут перенять опыт Института коррекционной педагогики, получат необходимый объем информации и предоставят обратную связь.

Д.А. Карпова, заместитель директора по экспериментальной работе и дополнительному образованию ИКП, в своем сообщении рассказала о научно-методическом сопровождении специалистов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Она отметила, что в 2023 году в рамках выездных мероприятий «Детство равных возможностей» было обучено более 6 700 слушателей. Дарья Андреевна представила основные виды деятельности ИКП в рамках реализации национального проекта «Образование», разработки диагностического инструментария для специалистов, обеспечения методическими разработками и сохранения исторического наследия отечественной дефектологии.

С докладом «Методическое обеспечение современного образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (научно-методический ресурс ИКП)» выступила Т.Ю. Бутусова, к.пед.н., старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ИКП.

Исследования Института коррекционной педагогики в области ранней помощи представила слушателям Ю.А. Разенкова, д.пед.н., заведующая лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи ИКП. «В 2019 году в ИКП был спроектирован цикл исследований, ориентированный на изучение структуры потребностей, ресурсов, кризисных жизненных ситуаций современной семьи ребенка с ОВ3 или ребенка с инвалидностью и ее ближайшего социального круга», ‒ рассказала Юлия Анатольевна. Представленное исследование было проведено в 2021 году. Полученные данные о структуре потребностей современной семьи, ее ресурсах, содержании и трансформации трудностей семьи по мере роста и развития ребенка являются основой для оказания индивидуализированной и своевременной психолого-педагогической и медико-социальной помощи семье.

Программу пленарного заседания завершила А.М. Федосеева, к.психол.н., старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ИКП, которая рассказала о практико-ориентированных исследованиях и разработках в области образования и психолого-педагогической абилитации детей с ОВЗ. Она отметила, что результаты проводимых исследований будут положены в основы разработки диагностических и методических материалов для работы с детьми различных нозологий.

Во второй половине дня для участников мероприятия был проведен семинар «Актуальные вопросы общего образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в контексте обновления требований к программно-методическому обеспечению». В рамках дискуссии на обсуждение были вынесены вопросы, связанные с научно-методическим обеспечением системы общего образования обучающихся с ОВЗ, подходы к преподаванию обязательных учебных дисциплин и коррекционных курсов, результатами разработки и апробации адаптированных программ.

В завершении работы официальной части для слушателей состоялась лекция «Диагностика психического развития детей дошкольного возраста в условиях кочевого образования», проведенная Е.А. Медведевой, научным сотрудником лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП. В рамках Недели Института коррекционной педагогики в Республике Саха (Якутия) впервые блок «Методическая копилка» реализуется на протяжении всей недели, включая традиционные завершающие два дня работы.

Для делегации сотрудников Института коррекционной педагогики были организованы выездные мероприятия ‒ посещение ГКУ Республики Саха (Якутия) «Республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат для неслышащих обучающихся» с целью изучения регионального опыта в области обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. На площадке школы прошел круглый стол, где также был представлен опыт работы с обучающимися с нарушениями слуха и зрения КУ Республики Саха (Якутия) «Республиканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат». Работа завершилась выступлениями детских коллективов двух образовательных учреждений.

Второй день Недели ИКП «Детство равных возможностей» пройдет 6 февраля в формате очных профессионально-экспертных сессий на базе МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №35».

День 2. 6 февраля 2024 г.

6 февраля работа профессионально-экспертной сессии была посвящена организации обследования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью и подходам к проектированию образовательного маршрута для детей различных нозологий. Модерировал сессию К.К. Чичигинаров, директор ГБУ ДПО «Республиканский методический центр психолого-педагогического сопровождения».

Участники обсудили современные подходы к психолого-педагогическому обследованию ребенка с ОВЗ, актуальные вопросы организации обучения и воспитания лиц с особыми образовательными потребностями на школьном уровне образования, проектирование дидактической среды, организации инклюзивного образования в школе.

Старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ФГБНУ «ИКП», к.пед.н. Т.Ю. Бутусова в своем докладе представила методику первичного педагогического обследования первоклассника с интеллектуальными нарушениями, авторами которой являются д.пед.н., профессор Е.А. Стребелева, д.пед.н., член-корреспондент РАО А.В. Закрепила и Т.Ю. Бутусова. «Мы даем ребенку определенный объем знаний, но наша главная задача сделать так, чтобы впоследствии ребенок смог воспользоваться ими», − отметила Татьяна Юрьевна. Ознакомиться с представленной методикой можно на сайте Института коррекционной педагогики в разделе «Научно-методические разработки».

О принципах организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивном образовательном пространстве слушателям рассказала старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ФГБНУ «ИКП», к.психол.н. А.М. Федосеева. Говоря об актуальных векторах развития психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития, Анна Михайловна особенно выделила, что «очень важно чтобы те результаты диагностики, которые получают педагог-психолог, другие специалисты сопровождения, были известны всем педагогам, работающим с ребенком, и являлись основанием для организации специальных условий обучения».

И.А. Костин, д.психол.н., ведущий научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ФГБНУ «ИКП» представил вниманию аудитории доклад «Изучение особых образовательных потребностей детей с РАС в процессе школьной адаптации».

В рамках первой половины дня представители МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №35», МОКУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №4», МБДОУ – Детский сад №1 «Звездочка» поделились с участниками встречи своим региональным опытом работы. Также для участников мероприятия прошел мастер-класс А.М. Федосеевой, посвященный психологическому благополучию учителей в условиях инклюзии.

Во вторую половину дня состоялись выездные мероприятия – посещение образовательных организаций, где продолжилось знакомство с региональным опытом Республики Саха (Якутия) по обучению, сопровождению и диагностике детей с ОВЗ, с инвалидностью.

Мероприятия блока «Методическая копилка» 6 февраля прошли в формате экспертного семинара с ответами на вопросы и публичной лекции. Основными спикерами выступили М.М. Либлинг, заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ФГБНУ «ИКП», к.психол.н., которая рассказала о формах организации образования детей с РАС в начальной школе, и Е.Л. Ворошилова, заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ФГБНУ «ИКП», к.пед.н., прочитавшая лекцию на тему «Актуальные вопросы организации обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи».

 

 

День 3. 7 февраля 2024 г.

Тема профессионально-экспертной сессии, которая состоялась 7 февраля, стали актуальные вопросы организации обучения и воспитания школьников с ОВЗ, с инвалидностью. Участники обсудили реализацию федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям), сопровождение семей, организацию воспитательной деятельности и дополнительного образования. Модераторами сессии выступили Л.Н. Прокопьева, заведующая кафедрой АОУ ДПО РС(Я) ИРОиПК, и И.Д. Слепцова, директор МОКУ «Адаптивная школа-интернат №28» городского округа «город Якутск».

Работу второго дня открыл мастер-класс от И.А. Костина на тему «Подростки с РАС: психологическое сопровождение взросления». Далее образовательные организации Республики − МОКУ «Адаптивная школа-интернат №28», МОКУ «Специальная (коррекционная) ООШ № 22 (VII вида)», МБОУ «Покровская СОШ №3 – образовательный центр с УИОП» МР «Хангаласский улус», − рассказали участникам о своем опыте выстраивания работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Заместитель директора по экспериментальной работе и дополнительному образованию ФГБНУ «ИКП» Д.А. Карпова представила слушателям интерактивный конструктор адаптированных программ дополнительного образования, разработанный ИКП, и провела краткий обзор работы с ним.

Т.Ю. Бутусова выступила с сообщением «Проектирование программы воспитания: организация коррекционно-педагогической работы в свете реализации ФАООП УО». Завершая свой доклад, Татьяна Юрьевна отметила, что процесс воспитания ребенка с интеллектуальными нарушениями будет иметь положительные результаты, если будет осуществляться в тесном взаимодействии педагогов, семьи, социальных партнеров при решении общепринятых в системе образования задач, если обеспечит удовлетворение особых потребностей каждого ребенка в воспитании социальных, коммуникативных, поведенческих навыков и личностных качеств.

Во второй половине дня была организована дискуссионная площадка «Семья особого ребенка», а также публичная лекция в рамках «Методической копилки» от главного научного сотрудника лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями ФГБНУ «ИКП», д.пед.н., профессора Е.А. Стребелевой на тему «Теоретические и методические основы консультирования родителей и детей с ОВЗ».

7 февраля члены делегации Института коррекционной педагогики приняли участие в записи телепередачи «Актуальное интервью» на телеканале «Якутия24», вышли в прямой эфир теле-радиопередачи «Якутск сегодня» на телеканале Национальной вещательной компании «Саха» и республиканского радио «Тэтим» (с участием Т.Ю. Бутусовой и И.А. Костина), а также радиопередачи «Тема дня» на ГТРК-Саха (Д.А. Карпова и А.М. Федосеева).

В рамках запланированных мероприятий, представители Института коррекционной педагогики встретились с министром образования Республики Саха (Якутия) Н.А. Соколовой. Встреча была посвящена актуальным вопросам образования лиц с ОВЗ, с инвалидностью, а также реализации в будущем совместных проектов ИКП и региона.

Завершающие дни работы Недели ИКП в Республике Саха (Якутия) включают в себя обучающие мероприятия блока «Методическая копилка» от ведущих специалистов Института и пройдут 8 и 9 февраля в режиме онлайн.

День 4. 8 февраля 2024 г.

В четверг, 8 февраля, мероприятия для участников встречи проводили научные сотрудники лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ФГБНУ «ИКП» и лаборатории образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ФГБНУ «ИКП».

Лекцию о психолого-педагогической типологии детей с ЗПР как инструменте современной образовательной практики прочитала Н.В. Бабкина, заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития, д.психол.н. Тему работы с детьми с задержкой психического развития продолжила младший научный сотрудник лаборатории А.В. Акулина, выступив с докладом «Реализация ФАОП ДО для обучающихся с ЗПР: дифференциация содержания работы специалистов».

Старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития, к.пед.н. М.В. Переверзева провела практико-ориентированное занятие, посвященное технологии разработки специальной индивидуальной программы развития для обучающихся с ТМНР.

День 5. 9 февраля 2024 г.

9 февраля И.Н. Нурлыгаянов, старший научный сотрудник лаборатории технологий и средств психолого-педагогической абилитации ФГБНУ «ИКП», к.психол.н., прочитал публичную лекцию, посвященную профилактике и коррекции негативных форм поведения у школьников с ОВЗ». Е.А. Бауэде, младший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушением слуха ФГБНУ «ИКП», провела мастер-класс «Сурдопедагогические аспекты кохлеарной имплантации: от подготовки к операции до успешной реабилитации». И.о. заведующего лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения ФГБНУ «ИКП» О.Г. Болдинова рассказала слушателям об актуальных направлениях деятельности по вопросам обучения, воспитания и сопровождения детей с нарушениями зрения.