Неделя «Детство равных возможностей» в Кирове

13-17 марта 2023г, г. Киров

День 1. 13 марта 2023г.

В г. Кирове на площадке КОГОАУ ДПО «Институт развития образования Кировской области» начались региональные мероприятия Недели Института коррекционной педагогики «Детство равных возможностей». Кировская область стала восьмым субъектом Российской Федерации, в котором проводится данный проект. Он проходит при поддержке Минпросвещения России, Министерства образования Кировской области и регионального Института развития образования.

Основные цели мероприятия - изучение регионального опыта в области сопровождения детей с ОВЗ; организация сотрудничества ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» с региональным профессиональным и родительским сообществом в рамках реализации государственного задания; поддержка инновационного, научного и кадрового потенциала региона в области специального образования.

В работе Недели принимают участие руководящие и педагогические работники образовательных организаций Кировской области и других регионов РФ, сотрудники ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», родители детей с ОВЗ, с инвалидностью.

В своем обращении к участникам Недели заместитель Председателя Правительства Кировской области Светлана Витальевна Шумайлова поблагодарила ИКП за выбор региона для проведения Недели. «Детям с ОВЗ требуется больше поддержки, чем детям нормы, и мы – государство, общество и бизнес – должны помочь справиться им с имеющимися проблемами», подчеркнула она. В регионе накоплен положительный опыт в данном направлении работы, получено дополнительное финансирование по ставкам работников в сфере специального образования. «Нам надо учесть и опыт ИКП, и других регионов, потому что это очень важно», - сказала С.В. Шумайлова.

Высокая актуальность мероприятия была отмечена в приветствии заместителя директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Юлии Михайловны Сачко. Она подчеркнула, что Недели важны для взаимной интеграции науки и региональной практики, с одной стороны, а с другой – являют государству новые запросы и проблемы, которые необходимо решать. «Работа педагога важна для каждого гражданина нашей страны, и в связи с этим дан старт Году педагога и наставника, призванный привлечь внимание к профессии и повысить статус учителя», - сказала она, призвав развивать совместными усилиями науку и практику в деле образования, воспитания и сопровождения детей с ОВЗ.

Гостей и участников Недели приветствовал детский коллектив ансамбля «Дымка» им. Б.Е. Кобринского, при участии детей КОГОБУ ШИ ОВЗ г. Кирова. Они исполнили танцевальную композицию по мотивам русских народных танцев.

Пленарное заседание открыла министр образования Кировской области Ольга Николаевна Рысева. Она рассказала об опыте работы системы образования детей с ОВЗ, с инвалидностью в регионе, в том числе о деятельности ППМС-центров, служб ранней помощи, региональных мероприятий для детей с ОВЗ, вопросах повышения квалификации педагогов и др. О.Н. Рысева также выразила надежду на установление тесных связей между педагогами региона и ИКП по вопросам специального и инклюзивного образования.

Директор ИКП Татьяна Александровна Соловьева представила участникам мероприятия доклад «Стратегические направления развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью».

В ходе своего выступления Т.А. Соловьева рассказала о богатой истории и традициях института, итогах ключевых научно-исследовательских проектов, реализуемых сотрудниками ИКП. Она также обратила внимание на итоги работ по подготовке новых учебников и учебных пособий, участие ИКП в разработке АООП и методических материалов. Татьяна Александровна проинформировала участников о масштабной деятельности ИКП по поддержке образования детей с ОВЗ с использованием дистанционных технологий, о разработанных конструкторах образовательных программ для разных нозологий. Она рассказала о деятельности института в сфере научного просвещения и книгоиздания, важности сбора и использования исторического наследия для поддержания преемственности и развития самой науки, подчеркнула важность распространения просветительских и информационных продуктов в новых, в том числе и видео-, форматах.

Затем состоялась церемония подписания соглашения о сотрудничестве. Документ предусматривает широкое научно-методическое, научно-практическое и информационное взаимодействие по проблемам коррекционной педагогики и специальной психологии. По окончании церемонии, в рамках культурной программы состоялся показ коллекции костюмов «Вятка православная» Театра моды «Каприз».

Во второй половине дня работа стратегической сессии была продолжена.

Заместитель директора Института Дарья Андреевна Карпова рассказала в своем выступлении о деятельности ИКП в сфере проведения общественно значимых мероприятий, развитии проектов по консультированию родителей, в том числе в соцсетях, проинформировала о подведении итогов конкурса по лучшим практикам консультирования, подготовке УМК по предметной области «Технология» и др.

Д.А. Карпова ознакомила участников сессии с возможностями института по обеспечению непрерывного образования специалистов: повышению квалификации, организации профессиональной подготовке, обучении в магистратуре и аспирантуре, стажировок, работой кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики. «Здесь играют особую роль выявленные потребности региона, - сказала она, - и программы разрабатываются именно с учетом пожеланий РОИВ».

Зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Наталия Викторовна Бабкина выступила с докладом «Направления и результаты клинико-психолого-педагогического исследования современного ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью». «Смысл этого исследования – выявление условий и факторов, определяющих качество образования и динамику психосоциального развития детей с ОВЗ и инвалидностью в современных популяциях», - отметила она. К 2030 году планируется создание вариативных «портретов» детей с ОВЗ каждой из нозологических категорий, содержащих систематизированные данные, раскрывающие зависимость вариантов психосоциального развития этих детей от характера и степени ограничений здоровья; от качества удовлетворения особых образовательных потребностей; от условий их воспитания и обучения.

Научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ИКП Екатерина Александровна Кочетова познакомила участников сессии с некоторыми результатами исследования влияния компьютерных технологий и технологий виртуальной реальности на здоровье и качество образования детей с ограниченными возможностями здоровья, представила разработанное в ИКП мобильное приложение, направленное на формирование здоровых привычек у подростков с ОВЗ.

Затем зав. лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с НОДА и множественными нарушениями развития Алла Яковлевна Абкович в своем сообщении «Актуальные вопросы общего образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью в соответствии с обновлением программно-методического обеспечения» представила масштабную картину законодательных изменений, обновленных санитарно-гигиенических норм, обновленные санитарно-гигиенические нормы и правила, программно-методическое обеспечение общего образования обучающихся с ОВЗ.

В завершение первого дня Недели ИКП в Кировской области «Детство равных возможностей» состоялась открытая дискуссия, в ходе которой представители ИКП ответили на вопросы участников мероприятия.

День 2. 14 марта 2023г.

Второй день Недели Института коррекционной педагогики в Кировской области открылся проведением профессионально-экспертных сессий «Детство равных возможностей: особый ребёнок и его семья».

Выступая перед участниками сессий, заместитель министра образования Кировской области Елена Воронкина отметила, что система образования региона ориентируется на образовательную и социальную инклюзию детей с ограниченными возможностями здоровья. В регионе обеспечивается равный доступ и необходимые условия для обучения всех детей независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей, социального статуса родителей.

Затем состоялся профессиональный диалог. Педагоги Кировской области представили опыт специального образования региона, а специалисты Института коррекционной педагогики поделились результатами современных исследований, продемонстрировав новые инструменты и подходы в этой области.

В частности, директор Центра дистанционного образования детей, на базе которого проходили сессии, Елена Трубицына рассказала об опыте работы, проблемах и перспективах дистанционного обучения детей с ОВЗ по организации и содержанию деятельности областной службы психолого-педагогической помощи. Она отметила, что ежегодно более 6 тысяч детей с ОВЗ проходят обследование специалистами ПМПК для определения образовательного маршрута. В регионе работает 45 межведомственных служб ранней помощи.

18 ресурсных центров по организации сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью ежегодно оказывают методическую, информационную, просветительскую, диагностическую, консультационную, психолого-педагогическую поддержку педагогов и родителей по вопросам сопровождения детей с ОВЗ более 1 500 педагогам и родителям.

Затем в рамках сессии «Инновации в организации деятельности ПМПК и ППМС-центров» выступили семь представителей регионаВ свою очередь научные сотрудники ИКП презентовали ряд новых разработок института. Так, заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с НОДА и МНР Алла Яковлевна Абкович рассказала о подходах к организации обследования детей с комплексными нарушениями развития на ПМПК. Старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Татьяна Вячеславовна Кошечкина презентовала основы стратегии обследования понимания речи у неговорящих детей (в том числе с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации), а заместитель директора ИКП Дарья Андреевна Карпова представила современные психолого-педагогические инструменты в деятельности специалистов, осуществляющих диагностику и консультирование обучающихся с ОВЗ.

Также состоялся круглый стол с представителями КОГОБУ для детей-сирот «Детский дом «Надежда», координаторов проекта «Поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ. Основные результаты и перспективы развития федерального проекта».

Во второй половине дня работа продолжилась в региональной общественной организации родителей детей-инвалидов Кировской области «Дорогою добра». Там прошла работа дискуссионной площадки «Особенности комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями развития», на которой рассматривались вопросы взаимодействия НКО и образовательных организаций, вариативность моделей комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей с выраженными нарушениями развития.

День 3. 15 марта 2023г.

Третий день Недели ИКП в Кировской области «Детство равных возможностей» проходил на базе КОГОБУ ШИ ОВЗ № 1 г. Кирова. Все мероприятия дня проходили в рамках расширенного заседания руководителей общеобразовательных организаций, реализующих АООП «Стратегические ориентиры развития специального образования в Кировской области».

Вначале директор школы-интерната Ю.В. Ожегова ознакомила гостей с опытом учебного заведения по обучению, воспитанию и развитию детей с ЗПР. Затем учителя школы провели серию мастер-классов по рисованию, математике, русскому языку и другим предметам. По окончании мастер-классов участники Недели ознакомились с организацией работы школы в рамках специально организованной экскурсии.

Программа дня также предусматривала блок выступления сотрудников Института коррекционной педагогики. Заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития Наталия Викторовна Бабкина рассказала о современных тенденциях в образовании и психолого-педагогическом сопровождении детей с ЗПР. Затем для руководителей образовательных учреждений региона сотрудники ИКП провели ряд мастер-классов. Старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи Татьяна Вячеславовна Кошечкина рассказала об алгоритме организации обследования ребенка и консультирования родителей: направления и задачи работы специалистов, а заместитель директора ИКП Дарья Андреевна Карпова представила широкие возможности применения интерактивного конструктора при разработке программ дополнительного образования обучающихся с ОВЗ. Они также ответили на многочисленные вопросы аудитории.

Затем в рамках презентации опыта региона заведующий кафедрой специального (коррекционного) и инклюзивного образования «Института развития образования Кировской области» И.А. Крестинина презентовала региональный проект института «Взаимообучение образовательных организаций, реализующих АООП, и ресурсных центров по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ», а руководители школ региона поделились опытом создания условий для обучения и воспитания учащихся с различными нарушениями здоровья, а также практикой формирования на базе школ ресурсного центра профессиональных компетенций педагогов, реализующих СИПР, и другим вопросам.

День 4. 16 марта 2023г.

Работа Недели ИКП в Кировской области «Детство равных возможностей» была продолжена на площадках КОГПОБУ «Кировский многопрофильный техникум» и КОГОБУ ДО «Дворец творчества – Мемориал». Там состоялся ряд сессий по тематикам профориентации, воспитания и дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью, непрерывного образования специалистом, работающих с такими детьми.

Выступая перед участниками сессии «Подходы к профориентации и профессиональному самоопределению обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью», заместитель директора ИКП Дарья Андреевна Карпова отметила заинтересованность института в двустороннем сотрудничестве с образовательными учреждениями региона в вопросах профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, в том числе с РАС. В свою очередь заместитель директора по УМР и КО КОГПОБУ «Кировский многопрофильный техникум» Елена Владимировна Гиберт и заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с НОДА и МНР Алла Яковлевна Абкович обсудили вопросы практического сопровождения обучения с МНР, в том числе в сфере трудоустройства.

В ходе сессии были также рассмотрены вопросы организации профориентационной работы с учащимися, привлечения их в систему СПО, социализации обучающихся с ОВЗ через участие в проектной деятельности, трудоустройства обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, а также региональный опыт реализации и перспективы конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс».

Затем на сессии «Непрерывное образование специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, с инвалидностью» были обсуждены подходы к организации образования специалистов, сопровождающих обучающихся с ОВЗ, совершенствование профессионального мастерства педагогов в условиях специального и инклюзивного образования, инструменты диагностики и подходы к организации сопровождения. В ее работе приняли участие сотрудники кафедры дефектологии и представители ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ Вятского государственного университета. Программа предусматривала выступление старшего научного сотрудника лаборатории образования и комплексной абилитации детей с нарушениями речи ИКП Татьяны Вячеславовны Кошечкиной по теме «Персонификация дополнительного образования специалистов, сопровождающих детей с ограниченными возможностями здоровья и их семьи». По итогам сессии состоялась оживленная дискуссия.

Третья сессия «Воспитание и дополнительное образование детей с ОВЗ и инвалидностью: правовые механизмы, эффективные модели, инновационные практики Кировской области» прошла на площадке Дворца творчества - Мемориал.

Участники сессии обсудили вопросы дополнительного образования детей с ОВЗ, с инвалидностью, проблемы социальной адаптации и специфику развития ключевых социальных компетенций. «Дополнительное образование детей – очень актуальное направление. Важно, чтобы мероприятия Недели в каждом слушателе оставили огромный след, массу знаний и опыта, которым делились коллеги друг с другом, и все это было применено на практике. Необходимо, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья получил качественное специальное образование», – отметила Татьяна Васильевна Видякина, начальник отдела защиты прав детей и специального образования министерства образования Кировской области.

День 5. 17 марта 2023г.

В завершающий, пятый день Недели ИКП научные сотрудники института провели два онлайн-мероприятия для педагогов региона. Старший научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических исследований и технологий специального образования лиц с интеллектуальными нарушениями Елена Александровна Кинаш рассказала о педагогических аспектах консультирования семьи, воспитывающей ребёнка  с  интеллектуальными нарушениями, а старший научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с аутизмом Оксана Сергеевна Аршатская провела мастер-класс «Психолого-педагогическая помощь детям и подросткам с РАС».