Неделя «Детство равных возможностей» в Хабаровском крае

30 мая - 3 июня 2022г, г. Хабаровск

День 1. 30 мая 2022г.

В Хабаровске начались мероприятия региональной «Недели Института коррекционной педагогики Российской академии образования «Детство равных возможностей», проходящей в рамках деловой программы Чемпионата Хабаровского края «Аблилимпикс-2022». Основными целями стали изучение опыта Хабаровского края в работе с особыми детьми, а также организация взаимовыгодного сотрудничества между образовательными учреждениями региона и ИКП РАО.

События первого дня проходили на площадке КГАОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования» в очно-заочном режиме. В зале присутствовали директора коррекционных и инклюзивных школ, методисты отделов образования, курирующие образование детей с ОВЗ, представители НКО и родительской общественности. Всего в пленарной сессии приняло участие более 500 специалистов из Хабаровского и Приморского края.

Министр образования и науки ХК В.Г. Хлебникова выразила особую благодарность руководству и сотрудникам ИКП РАО за организацию и возможность проведения Недели в Хабаровском крае. Она рассказала участникам сессии об организации обучения детей с ОВЗ и инвалидностью на всех уровнях образования в Хабаровском крае, уделив особое внимание системе ранней помощи, объединяющей около 270 консультативных пунктов и служб, центров сопровождения и ПМПК, а также региональной модели психолого-педагогического сопровождения, профориентационной работе и др. Министр также выразила уверенность, что сотрудничество с ИКП РАО будет всемерно содействовать развитию коррекционного образования в Хабаровском крае.

В своем приветствии заместитель председателя Законодательной Думы Хабаровского края О.И. Мироманова отметила необходимость расширения возможностей для воспитания, обучения и профессиональной реализации детей с ОВЗ и инвалидностью. В Хабаровском крае делается все необходимое для решения этих задач.

Председатель РО ВОРДИ Д.В. Коломийцев обратил внимание на системную межведомственную работу, проводимую в Хабаровском крае, по выстраиванию и обеспечению непрерывного жизненного маршрута для этой категории детей. «Мы надеемся, что результаты этой недели позволят в каждом уголке Хабаровского края выстроить такой маршрут», - сказал он.

Выступая перед участниками мероприятия, директор ИКП РАО Т.А. Соловьева поблагодарила за предоставленную возможность посетить Хабаровский край в рамках нового проекта института, проводимого при поддержке Минпросвещения России. «Выезд проводится в рамках государственной политики в части обеспечения доступности и качества образования детей с ОВЗ в едином образовательном пространстве», сказала она. Директор ИКП РАО подчеркнула и важность выявления и трансляции позитивного регионального опыта образования и комплексной реабилитации детей с ОВЗ. Далее Татьяна Александровна представила участникам мероприятия доклад «Стратегические направления развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью».

В ходе выступления Т.А. Соловьева рассказала о ключевых проектах, реализуемых институтом. В частности, она обратила внимание на итоги работ института по диагностическим направлениям (разработка диагностических комплексов), на новые продукты института в области разработки программно-методического обеспечения (АООП), новых IT-проектов, интерактивных конструкторов образовательных программ,  проектов по финансовой грамотности. Татьяна Александровна также проинформировала участников сессии о результатах исследования дистанционного обучения, проведенного в период пандемии COVID-19.  Она рассказала и о системе консультирования в институте (проекте «Родительские недели», портале «Растим детей»), особо подчеркнув курс на поддержку эффективных региональных моделей в этой сфере.

Заместитель директора Института Дарья Андреевна Карпова рассказала в своем выступлении о деятельности и возможностях института по повышению квалификации, организации профессиональной подготовке, обучении в магистратуре и аспирантуре, работе кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики.

Она также сообщила о масштабных мероприятиях, проводимых институтом – общественно значимых мероприятиях, в том числе Всероссийском конкурсе «Учитель-дефектолог», научно-практических конференциях «Семья особого ребенка», «Образование детей с особыми образовательными потребностями в современном мире» и других, пригласив профессиональное сообщество региона к тесному сотрудничеству и участию в них.

В докладе «Факторы и условия здоровьесбережения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в школе» зав. лабораторией технологий и средств психолого-педагогической абилитации ИКП РАО Светланой Борисовной Лазуренко были представлены основные характеристики психолого-педагогической составляющей здоровьесберегающей среды, математическая модель ее структуры, определены основные векторы оптимизации, исходя из проблем образовательных организаций.

Затем зав. лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития Алла Яковлевна Абкович представила результаты и перспективы научных исследований лаборатории образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ИКП РАО в области школьного обучения детей и подростков с НОДА. Она охарактеризовала современную популяцию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и описала основные тенденции развития системы их школьного образования.

В своем выступлении перед участниками Недели зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ИКП РАО Наталия Викторовна Бабкина зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с аутизмом ИКП РАО и Мария Михайловна Либлинг рассказали об основных направлениях и результатах клинико-психолого-педагогического исследования современного ребенка с ОВЗ и инвалидностью. «Смысл этого исследования – выявление условий и факторов, определяющих качество образования и динамику психосоциального развития детей с ОВЗ и инвалидностью в современных популяциях», - отметила Н.В. Бабкина. К 2030 году планируется создание вариативных «портретов» детей с ОВЗ каждой из нозологических категорий, содержащих систематизированные данные, раскрывающие зависимость вариантов психосоциального развития этих детей от характера и степени ограничений здоровья; от качества удовлетворения особых образовательных потребностей; от условий их воспитания и обучения. А М.М. Либлинг представила результаты апробации диагностики, позволяющей проводить полную и всестороннюю оценку развития дошкольников с РАС и получать данные в количественном и графическом выражении. Также она раскрыла проблемы, наметившиеся в ходе исследования качества школьной адаптации детей с РАС, обучающихся в младшей школе. В ходе выступления Мария Михайловна представила исследование, направленное на оценку эффективности специальной игровой методики по развитию коммуникации у дошкольников с низкофункциональным аутизмом. «В данном разделе будет содержаться структурированная информация, помогающая специалисту подобрать оптимальный образовательный маршрут для ребенка с расстройством аутистического спектра, обучающегося в начальной школе», - отметила она.

В свою очередь ученый секретарь ИКП РАО Екатерина Александровна Кочетова ознакомила участников мероприятия с первыми результатами исследования влияния компьютерных технологий, в том числе виртуальной реальности, на здоровье обучающихся с ОВЗ. Она рассказала о выявленных в результате исследования негативных и позитивных реакциях, функциональных изменениях в состоянии здоровья подростков с нарушениями слуха при использовании компьютерных технологий. Также Е.А. Кочетова анонсировала разработку в 2022 году научными сотрудниками ИКП мобильного приложения для обучающихся с ОВЗ.

Во второй части программы первого дня, в рамках семинара «Научно-методическое обеспечение общего образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в соответствии с требованиями обновленного ФГОС основного общего образования» директор ИКП РАО Т.А. Соловьева осветила актуальные вопросы общего образования обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, связанные с вступлением в силу нового ФГОС, после чего состоялась открытая дискуссия, в которой приняли участие авторские коллективы разработчиков АООП. На ней обсуждались вопросы, связанные с научно-методическим обеспечением системы общего образования обучающихся с ОВЗ, подходами к преподаванию обязательных учебных дисциплин и коррекционных курсов, результатами разработки и апробации АООП, а также разработки учебников для обучающихся с нарушениями зрения. В частности, А.Я. Абкович подробно осветила особенности ПАООП ООО обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: описана специфика реализации вариантов 6.1 и 6.2, в том числе программы коррекционной работы, особенности оценивания образовательных результатов обучающихся.

Также в ходе первого дня Недели представители ИКП РАО ознакомились с деятельностью краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №2»

День 2. 31 мая 2022г.

Профессионально-экспертные сессии

  • Сессия I «Инновации в организации деятельности ПМПК»
  • Сессия II «Система ранней помощи и актуальные вопросы консультирования семей»
  • Сессия III «Подходы к профориентации и профессиональному самоопределению обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью»
  • Сессия IV «Непрерывное образование специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, с инвалидностью»

День 3. 1 июня 2022г.

В Хабаровске завершилась первая часть региональной «Недели Института коррекционной педагогики «Детство равных возможностей». В первой половине дня в Региональном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения лиц с РАС и ТМНР прошли два круглых стола. Первый – для специалистов на тему «Комплексные задачи психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС». На нем выступила научный сотрудник лаборатории Н.Ю. Калмыкова. Она предложила вниманию участников доклад  «Инновационные разработки Института коррекционной педагогики РАО в области диагностики и организации образования детей с расстройствами аутистического спектра». Были представлены разработки диагностических инструментов в рамках клинико-психолого-педагогического исследования современных детей с расстройствами аутистического спектра (2019-2022), в частности - разработка и апробация диагностического комплекса, направленного на оценку психоэмоционального развития дошкольников с РАС; разработка диагностического комплекса, позволяющего оценить предметные и личностные достижения обучающихся младших школьников с точки зрения школьных педагогов и с позиции родителей детей с РАС.

Также было представлено исследование, направленное на оценку эффективности специальной игровой методики по развитию коммуникации у дошкольников с низкофункциональным аутизмом. Кроме того, на круглом столе был презентован разработанный институтом проект организации ресурсного класса «Положение о классах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации».

Затем состоялся круглый стол с представителями РО ВОРДИ «Поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ, основные результаты и перспективы развития федерального проекта». В центре дискуссии были выступления заместителя директора по экспериментальной работе и дополнительному образованию Д.А. Карповой по теме «Психолого-педагогическая, методическая и консультационная помощь родителям, воспитывающим ребенка с ОВЗ» и доктора педагогических наук, руководителя Центра развития инклюзивного образования РАО С.Б. Лазуренко «Междисциплинарное взаимодействие в комплексной реабилитации семьи ребенка с ОВЗ».

Во второй половине дня в КГАОУ ДПО «Хабаровский институт развития образования» состоялось закрытие экспертных сессий и подведение итогов работы. Министр образования и науки Хабаровского края В.Г. Хлебникова особо отметила факт уникальности проведения данного мероприятия. «Впервые на территории нашего региона работала такая высокопрофессиональная команда специалистов ИКП РАО», - сказала она, подчеркнув, что приезд сотрудников института совпал с проведением в крае мероприятий в рамках Международного дня защиты детей.

Министр также заявила о готовности к сотрудничеству с ИКП РАО по целому ряду направлений, в том числе методическому сопровождению педагогов, повышению квалификации руководителей образовательных учреждений. «Мы готовы быть пилотной площадкой института по отработке тех методик и практик, которые разрабатываются его сотрудниками», - подтвердила она достигнутые в ходе Недели договоренности.

Директор ИКП РАО Т.А. Соловьева поблагодарила главы регионального Министерства образования и науки за возможность проведения мероприятий Недели ИКП РАО в Хабаровском крае. Она отметила высокий уровень активности региона, его включенность во все существующие государственные программы и проекты, ориентированные на повышение доступности и качества образования для детей с ОВЗ. «Сегодня Хабаровский край демонстрирует сложившуюся традицию активного, плодотворного и осмысленного участия в апробации и реализации современных, в том числе научных, разработок на уровне Российской Федерации», - сказала директор ИКП РАО. Т.А. Соловьева также заявила, что институт видит высокий потенциал региона в части внедрения современных интерактивных инструментов, адресованных специалистам и родителям, повышения качества работы с отдельными группами детей. «В сотрудничестве мы сможем решать новые задачи, и институт готов оказать самое разнообразное содействие и поддержку там, где регион сочтет это необходимым», - отметила она.

Затем в торжественной обстановке состоялось подписание Соглашений о сотрудничестве между Министерством образования и науки Хабаровского края и ФГБНУ «ИКП РАО». Документ предусматривает научно-методическое, научно-практическое и информационное взаимодействие по проблемам коррекционной педагогики и специальной психологии. Соглашение подписали министр образования и науки Хабаровского края В.Г. Хлебникова и директор ФГБНУ «ИКП РАО» Т.А. Соловьева.

Затем участники В.Г. Хлебникова и Т.А. Соловьева ответили на вопросы журналистов. Директор ИКП РАО, в частности, отметила высокий уровень укомплектованности профессиональными кадрами специализированных образовательных учреждений, высокий уровень консолидации и взаимодействия их руководителей, открытость и результативность взаимодействия с родительскими организациями и НКО. «Мы изучаем региональный опыт именно в плане позитивного развития, наличия тех составляющих, на которые нужно и важно опереться», - сказала она.

В завершение третьего дня «Недели ИКП РАО в Хабаровском крае «Детство равных возможностей» сотрудниками института были прочитаны две публичные лекции, вызвавшие большой интерес и живое обсуждение. С.Б. Лазуренко, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, руководитель Центра развития инклюзивного образования прочла лекцию на тему «Современные возможности диагностики и выбора образовательного маршрута для детей с ОВЗ». А и.о. зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения О.Г. Болдинова рассказала о принципах инклюзивного образования детей с нарушениями зрения в дошкольной образовательной организации.

Дополнительно были проведены консультации по составлению индивидуальных  программ развития для воспитанников местных реабилитационных центров, а также разборы реальных психолого-педагогических случаев.

День 4. 2 июня 2022г.

В г. Вяземский (Хабаровский край) прошли очередные мероприятия региональной «Недели Института коррекционной педагогики Российской академии образования «Детство равных возможностей».

Представители института посетили КГБОУ «Школа-интернат № 12», где состоялся профессиональный диалог с участием руководителей образовательных учреждений, педагогов, психологов региона.

Перед началом работы директор школы-интерната С.В. Кравцова рассказала сотрудникам ИКП РАО о структуре и деятельности школы. Представители ИКП РАО отметили, что в этой школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями создана коррекционно-развивающая среда, направленная не только на процесс обучения и воспитания, но и на раннюю профориентацию начиная с первого класса. Сданы обучающие блоки, кабинеты и мастерские по отработке профессиональных навыков и умений в сельском хозяйстве, растениеводстве, переработке молока, шитье, пекарском деле, строительстве. На прилегающей территории есть хозяйственный блок, теплицы для цветов и овощей.

Затем сотрудники ИКП РАО провели серию мастер-классов. Заместитель директора института Д.А. Карпова презентовала интерактивный конструктор для разработки программ дополнительного образования обучающихся с ОВЗ, вызвавший положительный отклик и заинтересованность у представителей образовательных организаций.

Зав. лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития А.Я. Абкович провела мастер-класс «Проектирование индивидуально-ориентированных условий обучения школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата». Она представила авторский алгоритм проектирования специальных индивидуально-ориентированных условий обучения детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями, включающий комплексное психолого-педагогическое обследование, направленное на выявление особых образовательных потребностей обучающихся. Слушатели могли познакомиться с современными методиками обследования двигательной сферы и подходами к модификации диагностического инструментария.

В завершение первой части деловой программы четвертого дня Недели и.о. зав. лабораторией образования и комплексной абилитации детей с нарушениями зрения О.Г. Болдинова провела мастер-класс «Темнота у каждого своя». Он был направлен на знакомство с пространственной ориентировкой, формированием чувственного образа, сенсорно-перцептивных навыков, развитие зрительных представлений, а также на развитие речи педагога, работающего со слепыми и слабовидящими детьми. «Алгоритмизация речевых высказываний, правильно логически выстроенная инструкция заданий, вопросов для слепых и слабовидящих обучающихся позволит быть им успешными и достигнуть результата», - подчеркнула она, говоря о путях решения проблемы повышения эффективности работы педагогов.

О.Г. Болдинова также отметила, что правильно подобранный дидактический материал, словесная алгоритмизированная последовательная инструкция, дополнительные средства, воздействующие на сохранные анализаторы (музыка, ароматы), позволят развить компенсаторные процессы у слепых и слабовидящих детей.

Во второй половине дня состоялось расширенное заседание Ассоциации руководителей краевых общеобразовательных учреждений, реализующих АООП «Стратегические ориентиры развития специального образования в Хабаровском крае». Его участники обсудили вопросы методического сопровождения развития специального образования в регионе, специфику организации предметно-пространственной среды школы, вопросы профориентации обучающихся с ОВЗ и др.

День 5. 3 июня 2022г.

Прошли мероприятия последнего дня «Недели Института коррекционной педагогики РАО в Хабаровском крае «Детство равных возможностей». Сотрудники ИКП РАО продолжили знакомство с опытом региона и приняли участие в работе дискуссионной площадки «Инклюзивная образовательная среда в Хабаровском крае».

Они посетили КГАНОУ Краевой центр образования (г. Хабаровск), где ознакомились с организацией работы центра, реализуемыми программами, системой взаимодействия с образовательными организациями.

Затем состоялась работа дискуссионной площадки «Инклюзивная образовательная среда в Хабаровском крае». Ее участники обсудили целый ряд вопросов. Среди них - особенности организации инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ разных нозологических групп, проектирование индивидуального учебного плана, проблемы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, сетевая форма реализации коррекционно-развивающих курсов. В завершение программы сотрудники ИКП РАО посетили ряд образовательных учреждений города.

Напомним, что «Неделя Института коррекционной педагогики РАО в Хабаровском крае «Детство равных возможностей» проходила с 30 мая по 3 июня 2022 года. В ней приняли участие 13 сотрудников института. Мероприятие проводилось в рамках государственного задания и при поддержке Минпросвещения России.

По итогам работы были достигнуты договоренности о развитии сотрудничества между Институтом коррекционной педагогики РАО, Министерством образования и науки Хабаровского края. Договоренности предусматривают научно-методическое, научно-практическое и информационное взаимодействие по проблемам коррекционной педагогики и специальной психологии.